Стать самозанятым в «Яндекс

Содержание
  1. Кто такой самозанятый гражданин
  2. Плюсы и минусы самозанятости в Яндекс Такси
  3. Плюсы самозанятым водителям в ЯндексТакси
  4. Минусы самозанятости в ЯндексТакси
  5. Плюсы самозанятости в сфере такси
  6. Официальная деятельность
  7. Простая регистрация
  8. Удобное приложение
  9. Низкая налоговая ставка
  10. Налоговый вычет
  11. Упрощенная система работы
  12. Отсутствие комиссии за вывод денег
  13. Бонусы от агрегаторов
  14. Кто может быть самозанятым в «Яндекс.Такси» и кому это недоступно
  15. Как стать самозанятым в «Яндекс.Такси»
  16. Самозанятость в Яндекс такси: нужна ли лицензия
  17. Отличия лицензии и разрешения
  18. Что лучше для таксиста: самозанятость или ИП
  19. Как может устроиться на работу в такси гражданин?
  20. Устроиться на работу в такси можно в качестве:
  21. Распространенные схемы работы водителей через агрегаторов
  22. Разрешение на такси – как получить
  23. Кто может получить разрешение на такси
  24. Требования для получения разрешения
  25. Отношения партнеров с водителями
  26. Отличия работы самозанятых таксистов от других
  27. Личный кабинет
  28. Порядок перехода на режим самозанятого
  29. Договор Яндекс.Такси с самозанятыми
  30. Оценка статуса самозанятого в Яндекс Такси
  31. Оплата налогов водителем с яндекс такси
  32. Самозанятые в Яндекс.Такси: отзывы
  33. Самозанятые в «Яндекс.Такси»: преимущества
  34. Нюансы работы и подводные камни
  35. Подключение к сервису
  36. Как вывести деньги самозанятому с Яндекс такси
  37. Отношения агрегаторов с партнерами
  38. Техподдержка «Яндекс.Такси» для самозанятых

Кто такой самозанятый гражданин

В конце прошлого десятилетия государство обратило свой взор на людей, которые трудятся исключительно на себя, не нанимают работников, не регистрируются как индивидуальные предприниматели и, соответственно, не платят налоги. Это решили изменить. На федеральном уровне подобных граждан окрестили «самозанятыми», но этот термин применяется неофициально. Например, в налоговом законодательстве таких лиц зовут «плательщиками налога на профессиональный доход».

К самозанятым гражданам можно отнести:

  • репетиторов;
  • нянь;
  • лиц, занимающихся рукоделием и продающих свои изделия;
  • уборщиков;
  • медсестер, делающих уколы на дому;
  • сиделок;
  • ведущих праздничных мероприятий;
  • художников, литераторов, музыкантов и прочих представителей творческих профессий;
  • сантехников, электриков, строителей;
  • мастеров маникюра, стилистов и парикмахеров;
  • копирайтеров;
  • рыбаков и охотников.

Можно зарегистрироваться самозанятым и в «Яндекс.Такси» на своем авто. Лица, занимающиеся частным извозом, тоже попадают в рассматриваемую категорию.

Точного списка видов деятельности, охватываемых понятием «самозанятость», пока нет. Указанный выше перечень – приблизительный, так как литераторы, например, могут сотрудничать с конкретным издательством на основании договора, а это уже другая сфера правового регулирования.

Ведущие праздничных мероприятий могут быть сотрудниками какой-то фирмы или действовать в качестве ИП.

Есть общие признаки, по которым ту или иную деятельность пытаются отнести к самозанятости:

  • сложности с отслеживанием действий граждан;
  • возможность удаленной работы;
  • отсутствие одного постоянного работодателя;
  • наличие многих заказчиков.

А еще для представителей некоторых категорий самозанятых нет необходимости получать лицензию на конкретный вид деятельности. В отличие от ИП, такие лица не могут нанимать работников. Все заказы выполняются собственным трудом. Зато нет необходимости вести и сдавать бухгалтерскую отчетность, не нужно приобретать и регистрировать контрольно-кассовые аппараты.

Плюсы и минусы самозанятости в Яндекс Такси

Перед принятием решения, стоит ли становиться самозанятым в яндекс такси, нужно взвесить все преимущества и недостатки такой формы работы.

Плюсы самозанятым водителям в ЯндексТакси

В числе плюсов можно отметить следующие факторы:

  • приоритет самозанятого при распределении заказов;
  • доход, получаемый таксистом на карту и отмеченный в приложении «Мой налог», является полностью официальным, в приложении можно даже запросить подтверждающую справку;
  • отсутствие комиссии таксопарка (т.к. в Яндекс самозанятый работает с сервисом напрямую);
  • перевод денежных средств напрямую на карту водителя, без посредников и комиссий;
  • возможность совмещения работы самозанятых в такси с их основной или дополнительной работой (кроме тех случаев, когда получение дополнительного дохода запрещено законом, например, для госслужащих);
  • прочие бонусы от Яндекса: юридические консультации, программы страхования, особые условия автокредита от партнеров, поддержка менеджеров, возможность покупки смен, дополнительные баллы по программе привилегий и др.
  • ЯндексТакси организует расчеты, а значит водитель может выбирать — покупать онлайн-кассу в автомобиль и вести расчеты лично или подключиться к одному из операторов онлайн-касс, предоставленных ЯндексТакси (отправлять клиентам бумажные чеки необязательно, поэтому вполне законно ограничиться электронными чеками через оператора). 

Разумеется, сохраняются и плюсы работы в качестве самозанятого:

  • возможность использования налогового вычета 10 тыс. руб.;
  • освобождение от необходимости вести бухгалтерию, сдавать отчетность;
  • нет обязанности платить страховые взносы;
  • быстрое и простое получение справки о доходах через приложение «Мой налог».

Минусы самозанятости в ЯндексТакси

Но даже при таком количестве положительных факторов самозанятость в яндекс-такси подводные камни все же предполагает (хотя их и немного). И среди них:

  • ограничения по расширению деятельности: доход — максимум 2,4 млн в год от работы в такси, нельзя нанимать работников;
  • стаж работы не будет учитываться при расчете пенсии;
  • налог будет начисляться на любой доход самозанятого в такси, в т.ч. и на бонусы от Яндекса, чаевые от заказчиков, и на размер расходов эта сумма не уменьшается.
  • ИП оформить все равно придется, т.к. иначе не получить разрешение на деятельность такси (это обязательный документ).

Таким образом, чтобы водителю определиться — самозанятый или таксопарк – нужно оценить вес вышеприведенных факторов.

Плюсы самозанятости в сфере такси

Самозанятые водители получают от своего статуса определенные выгоды – они могут работать официально, но по сравнению с другими вариантами работы в такси (при регистрации ИП или посредничестве таксопарков) могут вести деятельность с меньшими затратами.

Официальная деятельность

Один из важных плюсов для самозанятых – это легализация работы в такси, что позволяет не переживать о возможных проверках со стороны налоговиков на предмет подозрительных доходов и штрафов за незаконную деятельность. Таким образом нивелируется один из минусов для водителей, которые подключаются к агрегаторам через таксопарки. Речь идет о том, что последние уплачивают налоги только со своей комиссии. С выплат водителям налоги не уплачиваются. При этом им регулярно поступают деньги на карту, поэтому есть риск однажды получить запрос от налоговой службы о необходимости подать декларацию НДФЛ 4, где нужно указать источники дохода. Например, при заработке за год 500 000 руб. и комиссии парка 3%, водитель должен уплатить 13% НДФЛ с суммы – 63 050 руб. Кроме указанной суммы, возможны штрафы за непредоставление декларации и неуплату налогов.

Простая регистрация

Чтобы стать самозанятым, не нужно собирать пакет документов, уплачивать госпошлину или посещать отделение налоговой инспекции. Процедура проходит онлайн, требует минимум времени и информации – достаточно указать личные данные (ФИО, ИНН, СНИЛС, место регистрации и фактического проживания). Для регистрации можно выбрать наиболее удобный вариант:

  1. Через приложение «Мой налог» (скачивается из магазина Google Play или AppStore) – достаточно отсканировать с помощью смартфона паспорт и добавить фото или сделать селфи. Это же приложение используется для дальнейшей работы.
  2. Через кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
  3. Через портал Госуслуги.
  4. Через приложения банков, которые предоставляют клиентам услугу регистрации самозанятых (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Тинькофф и пр.).

Удобное приложение

Для самозанятых предусмотрено официальное приложение ФНС – «Мой налог». Кроме процедуры регистрации, здесь можно:

  • видеть суммы заработка и налоговых отчислений (с разделением заказов от физических и юридических лиц);
  • получать квитанцию на оплату налога вместе с реквизитами;
  • видеть сроки внесения оплаты;
  • настроить автоматическую оплату с привязанной карты;
  • настроить отчисление добровольных взносов в Пенсионный фонд.

Через приложение водитель может получить официальный документ, подтверждающий статус самозанятого или уровень дохода (например, для получения визы, кредита в банке или некоторых пособий) Соответствующая справка оформляется в электронном виде за несколько минут – достаточно зайти в личный профиль, нажать на имя, пролистать страницу до раздела «Сформировать справку» и выбрать нужный вариант.

Низкая налоговая ставка

Ставки зафиксированы до 2029 года согласно закону № 422-ФЗ. Они зависят от того, кто будет заказывать поездки:

  • физические лица (граждане) – 4%;
  • юридические лица (в рамках корпоративных заказов) – 6 %.

Это меньше, чем платят водители ИП при работе на других системах налогообложения и меньше комиссии некоторых таксопарков (если учесть, что они берут дополнительные проценты за вывод заработанных денег с баланса на карту).

Налоговый вычет

Первое время работы можно рассчитывать на пониженные ставки за счет налогового вычета в размере 10 000 руб., который предоставляется при регистрации. Это значит, что до исчерпания указанной суммы ставки будут снижены до 3% и 4% по заказам от физических и юридических лиц соответственно.

Например, при месячном доходе 50 000 руб. за заказы от физлиц налог должен составить 2000 руб. (50 000 * 4%), но к оплате будет 1500 руб. (50 000 * 3%), поскольку 500 руб. компенсируется за счет налогового вычета. Остаток суммы (10 000 руб. – 500 руб.) переносится на следующие периоды. Когда он будет полностью исчерпан, ставки вернутся к стандартным значениям. При этом самостоятельно следить за этим не придется – все автоматически рассчитывается в приложении «Мой налог». Здесь же можно отслеживать остаток суммы по налоговому вычету.

Упрощенная система работы

Кроме невысокой налоговой ставки, водители такси, работающие как самозанятые, получают еще ряд преимуществ:

  1. Уплата налога только за периоды, когда есть фактический доход. Соответственно, при отсутствии поездок никакие отчисления делать не нужно и сниматься с регистрации, если будут перерывы в работе, необязательно. Это особенно удобно для водителей, которые работают в такси не постоянно, а выполняют заказы время от времени.
  2. Не нужно покупать онлайн-кассу. С 1 июля 2021 года таксисты ИП обязаны использовать онлайн-кассу и выдавать клиентам чеки, а это дополнительные расходы на ее покупку или аренду и обслуживание. Поскольку у самозанятых чеки формируются в приложении «Мой налог», то и этот аппарат не нужен.
  3. Нет необходимости платить фиксированные страховые взносы за себя. Например, в 2021 году водители-ИП обязаны оплатить 32 448 руб. в Пенсионный фонд при условии годового дохода не более 300 000 руб., иначе дополнительно уплачивается 1% от суммы превышения. Даже если изначально водитель был зарегистрирован как ИП, с переходом на режим НПД, об обязательной уплате взносов можно забыть. По своему желанию можно уплачивать добровольные взносы в Пенсионный фонд, чтобы доход за период работы в такси был засчитан в страховой стаж для будущей пенсии. При этом суммы взносов, из которых формируется стаж и будущая пенсия выбирается самостоятельно.
  4. Не нужно заниматься отчетностью. На режиме НПД не нужно вести книгу учета доходов, подавать декларацию или другие виды бухгалтерских или налоговых документов. Квитанции на оплату автоматически формируются по итогам минувшего месяца и направляются в приложение «Мой налог».
  5. Экономия на банковском обслуживании. Самозанятым не нужно открывать расчетный счет в банке и платить за его обслуживание. Для получения выплат достаточно обычного счета физического лица в любом банке. Все деньги будут поступать на дебетовую карту.
  6. Моментальное снятие с учета. Отказаться от статуса самозанятого так же быстро, как и зарегистрироваться. Процедуру можно пройти самостоятельно в приложении. Достаточно нажать кнопку «Сняться с учета» и указать причины своего решения.

Отсутствие комиссии за вывод денег

Самозанятый таксист сотрудничает с агрегаторами напрямую, соответственно избавляет себя от необходимости уплачивать комиссию таксопаркам-посредникам не только за выполнение заказов, но и за вывод заработанных денег на свою банковскую карту. Несмотря на то, что сама комиссия парка может составлять 2-3% (что на первый взгляд ниже ставки налога для режима НПД), к ней следует прибавить комиссию за вывод заработанных денег с баланса. Она обычно составляет 1-3%. При этом устанавливается также минимальная сумма за каждую операцию (например, не менее 30 или 40 руб.). Таким образом, общий процент, уплачиваемый парку, может достигать 5-7%, а иногда и больше.

Бонусы от агрегаторов

Агрегаторы такси заинтересованы в сотрудничестве с самозанятыми, поэтому для привлечения новых партнеров предлагают различные бонусы. Например, один из плюсов от Яндекс Такси – дополнительные баллы приоритета, которые учитываются при распределении заказов между водителями. Их количество и срок действия зависят от города работы. Кроме того, предоставляются бесплатные юридические консультации и возможность купить автомобиль в кредит на более выгодных условиях.

Кто может быть самозанятым в «Яндекс.Такси» и кому это недоступно

Водителю из этой категории нужно пройти процедуру регистрации не только на сайте сервиса, но и в приложении «Мой налог».

Как начать работать в «Яндекс.Такси» на своей машине самозанятым

Кандидат должен отвечать следующим условиям:

  • быть гражданином России, Беларуси, Киргизии и Казахстана;
  • работать на территории РФ;
  • иметь водительское удостоверение, выданное в вышеперечисленных странах;
  • возраст старше 21 года;
  • стаж вождения – 3 и более.

Не могут претендовать на сотрудничества в таком формате:

  • лица, чей доход выше 2 400 000 рублей;
  • граждане, занимающие должности государственной и муниципальной службы, депутаты, сотрудники правоохранительных органов;
  • использующие наемный труд.

Стать самозанятым в «Яндекс.Такси» на своем авто без лицензии вполне возможно. Разрешительный документ лишним не будет, но его получение не входит в число обязательных условий для сотрудничества.

Как стать самозанятым в «Яндекс.Такси»

Если человек отвечает вышеуказанным условиям, то он может приступать к процедуре подключения. Инструкция, как стать самозанятым в «Яндекс.Такси» на своем авто, пошагово выглядит так:

  1. В магазине приложений Google Play нужно скачать «Яндекс.Про» и установить его на свой смартфон под управлением операционной системы Android 5-го поколения и выше.
  2. Ввести в онлайн-форме свои персональные данные, а также реквизиты расчетного счета, на который будут поступать деньги за выполненные заказы.
  3. Выбрать пункт «Подключение в качестве самозанятого». Далее следуют подсказкам сервиса.
  4. Возвратиться в магазин Google Play, скачать и установить приложение «Мой налог».
  5. И последний шаг – переход в «Яндекс.Про» и завершение регистрации.

Приложение «Яндекс.Про»

Выше был описан вариант для подключающихся впервые.

Для тех, кто уже сотрудничает, все еще проще. Нужно сменить тип занятости в «Яндекс.Про», скачать и установить «Мой налог». Затем нужно вернуться в главное приложение и завершить регистрацию.

Самозанятость в Яндекс такси: нужна ли лицензия

Для пассажирских грузоперевозок в такси обязательно нужна не лицензия, а разрешение на перевозку пассажиров. Самозанятый может получитьна свою машину такое разрешение только, если он оформлен как ИП. Если статуса ИП нет, то можно работать в такси только как сотрудник организации — тогда разрешение на все машины оформляет организация-таксопарк.

Документ, именуемый «лицензия» нужен, если транспортное средство имеет статус автобуса (от 8 мест).

Отличия лицензии и разрешения

Лицензия разрешает регулярную перевозку пассажиров по городу и вне его пределов (подп. 24 п. 1 ст. 12 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании…»). Получать лицензию должны организации, занимающиеся перевозкой людей по определённым маршрутам автобусами. Автобус – это автомобиль, который имеет более 8 посадочных мест (кроме водительского) (см. приложение № 1 ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»). Выдача лицензий регулируется постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616.

Отметим, что ранее полученные разрешения (в 2020 и 2021 годах) продлены Правительством РФ до конца 2022 года (полный текст постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 читайте в системе КонсультантПлюс).

Если речь идёт о перевозке пассажиров легковым автомобилем (такси) по частным заказам, тогда требуется не лицензия, а разрешение на осуществление данного вида деятельности. Условия получения разрешения устанавливаются законодательством региона. (ст. 9 закона № 69-ФЗ). Исключение — Москва и Московская область. 

Например, если разрешение выдано в Москве, то заниматься извозом в Воронеже не получится. Причем, доставить пассажира из Москвы в Воронеж можно, а вот взять пассажира на обратном пути из Воронежа уже нельзя. Если машину остановят на дороге и проверят, то скорее всего водитель будет наказан штрафом за отсутствие лицензии.

Однако, часто между субъектами РФ (обычно граничащими друг с другом) заключаются соглашения о взаимном признании разрешений на извоз. Тогда возить людей можно не опасаясь штрафов, например, как в Москве и Московской области. Здесь регионы заключили между собой соглашение и разрешение, которое таксисту выдали в Минтрансе МО, подойдет для перевозок и по Москве, и по области. Аналогично можно использовать и в Моске, и в области разрешение, выданное Дептрансом Москвы.

В обыденной жизни разрешение на работу легкового такси чаще всего называют лицензией.

Что лучше для таксиста: самозанятость или ИП

Одно из преимуществ статуса самозанятого в сравнении с предпринимательством — это простота и лёгкость в оформлении. Чтобы записаться в самозанятые, не нужно лично обращаться в налоговую — всё можно сделать дистанционно.

Помимо этого есть и другие плюсы:

  • не нужно платить обязательные страховые взносы;
  • не нужно заполнять налоговую декларацию;
  • для выдачи чеков самозанятому не нужна касса;
  • налог высчитывается приложением автоматически.

Справедливости ради стоит отметить и минусы самозанятости в Яндекс.Такси:

  • налог высчитывается с выручки от каждой поездки. Расходы на ГСМ и ремонт автомобиля, а также комиссия Яндекс.Такси в расчёт не берутся. В то время как ИП может работать по «упрощенке» — где можно выбрать вариант налоговой базы «доходы минус расходы», когда отчисления происходят из остатка.
  • для тех, кто зарабатывает больше 2,4 млн в год, самозанятость не подойдет.

С Яндекс.Такси можно сотрудничать как в статусе ИП, так и оформив самозанятость. Какой режим удобнее и выгоднее — каждый водитель решает сам.

Как может устроиться на работу в такси гражданин?

В свою очередь, услуги по перевозке багажа и пассажиров могут оказываться в разных организационно-правовых формах. Вариант с ООО рассматривать не будем, поскольку, компании не могут применять НПД. К тому же, для гражданина это либо работа по найму, либо руководство собственным юрлицом.

Устроиться на работу в такси можно в качестве:

1. Индивидуального предпринимателя:

  • На упрощенной системе (УСН) — 6% от доходов;
  • С патентной системой (ПСН) – с фиксированным платежом 18 000 рублей;
  • С налогообложением профессионального дохода (НПД) – 4% от физ и 6% от юр лиц.

2. Самозанятого гражданина на НПД:

  • 4% и 6%, как и в случае с ИП;

3. Нелегально, по найму или через посредников:

Но доходы от данной деятельности при таких условиях вряд ли будут высокими, а карьера продолжительной.

Читайте: Самозанятые в Санкт-Петербурге: Виды деятельности и как оформить.

Распространенные схемы работы водителей через агрегаторов

Как таксисты Яндекс платят налоги? С появлением налогового режима под названием самозанятость стал актуальным вопрос: какой налог платят самозанятые таксисты, так как «Яндекс» активно приглашает их работать в такси.

В связи с этим рассмотрим схемы, которые повсеместно применяются. Однако их распространенность совершенно не означает законность. Что мы сейчас и покажем. Незаконны схемы не только потому, что налоги в Яндекс.Такси для водителей не уплачиваются, но еще и потому, что данные схемы склоняют водителей к незаконной предпринимательской деятельности. Причем в некоторых случаях она является таковой даже с условием того, что Яндекс.Такси налог самозанятого отражает в его приложении.

Покажем несколько схем и разберем подробно, какая из них законна, а какая нет, и почему:

Как видим, во всех схемах Яндекс.Такси (как и любой другой агрегатор) работает через партнеров. Это обязательное условие. Партнером является ИП либо юридическое лицо. Напрямую с физлицами агрегаторы не работают. Ситуацию, когда Яндекс.Такси подключает самозанятого, рассмотрим ниже. Спойлер: зачастую это также незаконно.

Разрешение на такси – как получить

Разрешение или лицензия на такси без статуса ИП или юрлица не выдается. В этом случае автолюбителю придется заниматься извозом нелегально, и он рискует получить штраф за использование своей машины как такси без лицензии.

Обратите внимание! Предпринимательская деятельность без государственной регистрации в качестве ИП или юрлица, а также без получения специального разрешения на такую деятельность наказывается штрафом 2000 — 2500 руб. за незаконное такси без лицензии в порядке п. 1 и п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Поэтому для работы через ЯндексТакси, которое не оформляет разрешение водителям, нужен статус ИП.

Отметим, что в ГосДуме рассматривается законопроект, согласно которому самозанятые смогут работать в такси. Законопроект 5 июля 2022 прошел первое чтение и направлен для подготовки поправок. Таким образом, пока требование о наличии статуса ИП для водителя такси при работе через агрегатор «ЯндексТакси» обязательно.

Кто может получить разрешение на такси

Первый шаг к созданию легального бизнеса – это регистрация в ИФНС. Можно учредить юрлицо (например, ООО, если бизнес более-менее стабильный), но проще всего вести деятельность в формате ИП. Далее необходимо получить разрешение на оказание услуг такси. Для этого следует обратиться в соответствующий региональный орган, в ведении которого находится оформление разрешительных документов (подразделения Минтранса РФ).

В настоящее время среди граждан стало популярным регистрироваться в качестве самозанятого физлица. Однако, напомним, что перевозка пассажиров требует разрешения, которое выдают только ИП или юрлицам. Но, поскольку самозанятость – это налоговый режим (налог на профессиональный доход), то работать в рамках этого режима могут не только обычные физлица, но и ИП. В этом случае автовладельцу все-таки придется регистрироваться как ИП. 

Работать в такси без получения разрешения можно только, если водитель устроится в штат фирмы-перевозчика (таксопарк). Это обычная работа по трудовому договору на машине работодателя и под его контролем. В этом случае действует разрешение, которое было получено на транспортное средство перевозчиком.

Требования для получения разрешения

Требования и условия получения разрешения на такси определены в ст. 9 закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений…». Разрешение оформляется на каждый автомобиль, используемый в качестве легкового такси. Выдача осуществляется на определенный срок — не менее 5 лет (конкретный срок закреплен на региональном уровне).

Основное требование к водителю – это наличие стажа вождения не менее 3 лет. Что касается автомобиля, то он должен иметь:

  • на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
  • на кузове (боковых поверхностях) цветографическую схему — композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке («шашечки»);
  • таксометр;
  • цвет, установленный в конкретном субъекте РФ. Цветовая гамма в различных регионах может существенно отличаться. В Москве, например, кузов такси должен быть жёлтого цвета.

Перед подачей заявки на получение разрешения стоит уточнить требования к машине в конкретном регионе. После приведения внешнего вида автомобиля в соответствие требованиями, необходимо внести необходимые изменения в документы на автомобиль (ПТС и СТС).

Таким образом, для того чтобы легально заниматься извозом людей на легковом автомобиле через ЯндексТакси, водителю требуется разрешение, которое он сможет получить, если является ИП, и его машина имеет все внешние атрибуты такси.

Отношения партнеров с водителями

Незаконность схем заключается именно во взаимодействии между партнерами и водителями. Вернемся в начало нашей статьи и напомним основную проблему — физлицо или самозанятое физлицо без статуса ИП не может получить лицензию на такси. Поэтому физлицу необходим посредник, у которого может быть такая лицензия. И таксисты обращаются к ИП или ООО — таксопаркам — партнерам агрегаторов. По закону таксопарк должен заключить с таксистом трудовой или гражданско-правовой договор (что рискованно, как было сказано выше в статье). Но это невыгодно, так как в этом случае необходимо платить НДФЛ и взносы с доходов водителя и, кроме того, налог по соответствующей системе налогообложения со всего дохода, приносимого водителем. Партнеры выкручиваются и заключают либо агентский договор с водителем, либо договор аренды транспортного средства, либо оба сразу.

Поясним еще раз: если самозанятый платит налог в Яндекс.Такси, как это может быть незаконным?

Здесь нарушается закон о лицензировании деятельности такси, возникает незаконная оптимизация налогообложения для таксопарка Яндекс.Такси, а также незаконная предпринимательская деятельность со стороны водителя.

С вопросами, касающимися работы самозанятых, можно ознакомиться в наших статьях:

  • «Могут ли самозанятые работать с юридическими лицами;
  • «Может ли самозанятый быть одновременно наемным работником»
  • «Как оформить договор с самозанятым лицом»

Отличия работы самозанятых таксистов от других

Вся работа таксиста в качестве самозанятого отражается в двух приложениях: Яндекс.Про (Таксометр) и Мой налог. Мой налог работает в режиме онлайн и сразу отражает всю информацию по заказам. При помощи программы Мой налог всегда можно подтвердить свой доход.

Личный кабинет

Самозанятые водители Яндекс Такси могут контролировать процесс своей работы при помощи личного кабинета.

В нем можно отслеживать:

  • все движения денежных средств;
  • комиссию;
  • участие в программе поощрения;
  • связаться с технической поддержкой;
  • найти ответы на интересующие вопросы;
  • посмотреть свой статус и рейтинг.


Личный кабинет самозанятого в Яндекс Такси: заработок
Личный кабинет самозанятого в Яндекс Такси: главная страница

Порядок перехода на режим самозанятого

Водитель, уже работающий через Таксометр, может в любой момент подключить режим самозанятого. Для этого он должен быть зарегистрирован как ИП, иметь действующее разрешение на перевозки пассажиров.

Инструкция по подключению режима:

  • заходим в свою учётную запись Таксометра;
  • переходим по баннеру Приоритет на полгода для самозанятых водителей;
  • устанавливаем приложение «Мой налог», оно доступно на App Store и Google Play, а также есть веб-версия для ПК или ноутбука;
  • открываем приложение «Мой налог» и регистрируемся как самозанятый;
  • возвращаемся в Таксометр;
  • завершаем регистрацию в Таксометре.

Переход в обязательном порядке сопровождается необходимостью прохождения фотоконтроля автомобиля с предоставлением паспорта и водительского удостоверения.

После завершения регистрации в приложении водитель-ИП должен в течение 10-30 дней отправить в налоговую службу уведомление о прекращении прежнего режима налогообложения. Конкретный срок зависит от текущего режима налогообложения. Если не отправить уведомление по истечении срока в налоговой службе вы будете сняты с учёта в качестве самозанятого.

При патентной системе налогообложения водитель может перейти на самозанятого, только после завершения срока действия патента или при отправке уведомления в налоговую о досрочном прекращении его действия.

Телефоны техподдержки Яндекс Такси для самозанятых водителей — 8 800 600 87 47. По номеру можно позвонить для уточнения информации по подключению, а также при необходимости консультации в процессе работы.

Договор Яндекс.Такси с самозанятыми

Физические лица, работающие в Яндекс такси, оплачивают налоги, получают заработную плату. Функционируют специально разработанные топливные карты, по которым таксисты заправляют автомобили, сервис, по которому проводится вычет расходов организации. Принцип работы – как обычная банковская карта. В штат сотрудников не оформляют.

Оценка статуса самозанятого в Яндекс Такси

Разработка программы для самозанятых в Яндекс Такси призвана снизить налоговую нагрузку и повысить привлекательность прямого сотрудничества сервисом. Эти задачи за время доступности режима были успешно решены. Статус также позволяет водителю получить ряд дополнительных преимуществ. Есть у работы самозанятым и минусы. О них также стоит упомянуть.

+Основные плюсы

  • одна комиссия сервису, никаких дополнительных отчислений посредникам-таксопаркам;
  • быстрое формирование налоговой отчётности и ведение бухгалтерии в одной программе;
  • возможность выводить деньги напрямую на дебетовую карту водителя — начисления за рабочий день приходят через 1-2 дня;
  • ежедневные выплаты на карты Сбербанк, Тинькофф и Альфа банк, выплаты на карты других банков только по рабочим дням;
  • официальный доход — справка о подтверждении формируется через «Мой налог»;
  • простое подтверждение доходов для получения кредитов;
  • лёгкое и быстрое открытие/закрытие статуса самозанятого через онлайн-ресурсы сервиса;
  • возможность официально работать в другом месте;
  • налог не начисляется, если водитель не совершает поездок через Таксометр;
  • водитель сам решает, когда и сколько ему работать;
  • не нужно сдавать декларации;
  • онлайн-касса не требуется.

-Минусы

  • нет обязательных отчислений на пенсию;
  • стаж самозанятого при начислении пенсии не учитывается;
  • перевод денег по корпоративным заказам до 1,5 месяцев;
  • возможны задержки части выплат на карту — до 5 рабочих дней.

Дополнительные преимущества в программе Яндекс Такси на 2020 год (возможно продление на 2021 год):

  • повышенный приоритет в получении заказов на 6 месяцев после перехода на статус самозанятого;
  • 2 промокода на 12-часовые смены без комиссии сервису (промокоды приходят в течение 3 дней после выполнения первого рейса в статусе самозанятого);
  • возможность покупки смен без комиссии на тарифах Эконом, Комфорт, Комфорт +;
  • плюс 10 баллов на 3 месяца в программе привилегий за каждую поездку;
  • получение бесплатных смен за приглашение друзей стать самозанятыми — друг при регистрации в Таксометре должен указать ваш реферальный код на последнем шаге.

Оплата налогов водителем с яндекс такси

Для самозанятых граждан, работающих в такси, платить налоги нужно обязательно. Для водителей разработана система оплаты по минимальной партнерской комиссии, к примеру, в размере 5 %. В РФ не до конца проработана система для оплаты налогов со своего дохода.

Самозанятые в Яндекс.Такси: отзывы

После вступления в силу закона о самозанятых гражданах и настойчивой рекламной кампании Яндекс.Такси многие жители России стали искать в Сети информацию «Яндекс.Такси самозанятые граждане», «самозанятые Яндекс.Такси отзывы водителей» и «самозанятый в Яндекс.Такси отзывы». В этом нет ничего удивительного, мы живем в эпоху интернет-технологий и перед принятием важного решения пытаемся получить максимум информации о предлагаемом товаре или услуге.

В интернете встречаются самые разные отзывы самозанятых о работе в Яндекс.Такси. Есть нейтральные отзывы, есть хвалебно-восторженные, а есть и такие, что состоят полностью из нецензурной лексики. Вот лишь некоторые отзывы водителей (орфография и пунктуация авторов сохранены):

  • «Самозанятые это просто 4% государству за просто так. Государство ничего вам не дает, агрегаторы ничего для вас не делают, всем на вас плевать. Это просто очередной налог чтобы ошкурить население» Muy Mix
  • «Плачу государству 4% вместо того, чтобы платить парку и подоходный налог не надо платить. Ну а дальше посмотрим, если что тупо перестану быть самозанятым)))» Роберт Громыко
  • «Здравствуйте. Как самозанятому проходить медика и механика? Как получить лицензию на личный автомобиль? Или она ему не нужна? Нужно обклеивать свой личный автомобиль?» My Way
  • «Стал самозанятым месяц назад, пока полёт нормальный! Смущает только вопрос – нужна ли лицензия на такси для самозанятых?» В. Самарин
  • «Очередной “налог на воздух”! Сколько можно??» WEDG
  • «Это конечно круто, если можно брать кредиты, ип раньше нельзя было, посмотрим как будет работать.» Константин Радионов
  • «Как я понял исходя из многих источников, самозанятость намного выгоднее чем свое ип. Но это не для тех, кто работает в серую» Алекс Кошта

Доверять ли отзывам в интернете – решать только вам. Однако, если рассматривать варианты легальной работы в такси, то на настоящий момент регистрация и работа в качестве самозанятого водителя, пожалуй, один из лучших вариантов.

Самозанятые в «Яндекс.Такси»: преимущества

Для такого формата сотрудничества можно выделить следующие плюсы:

  • не нужно вести бухгалтерию, иметь контрольно-кассовый аппарат и выдавать чеки;
  • быстрая регистрация (15-20 минут);
  • пониженные ставки (4 % на заказы от физических лиц и 6 – от юридических);
  • всегда можно отказаться от этого режима;
  • не взимается комиссия таксопарка-партнера;
  • лицензию для работы можно не получать;
  • доход полностью прозрачен, всегда можно получить справку по форме 2-НДФЛ для его подтверждения;
  • деньги за выполненный заказ поступают сразу на карту;
  • можно официально работать и в другом месте (за исключением ряда должностей, например, государственных и муниципальных служащих);
  • каждый месяц можно получить 3 бесплатные юридические консультации.

Почему быть самозанятым удобно

Также самозанятые могут воспользоваться налоговым вычетом в 10 000 рублей. Это значит, что, пока совокупный доход не превысит 10 тысяч рублей, ставка сбора будет снижена (3 и 4 % соответственно).

Нюансы работы и подводные камни

Самозанятость в такси готовит немало подводных камней. Основной – сумма дохода указана 2 млн 400 тысяч рублей за 1 год. Если ваш фактический заработок в яндекс такси в 2019 году составляет больше этой цифры, стать официальным плательщиком налога для профессионального дохода водитель быть не может. Если основная работа происходила через приложение, доход подсчитывался там. Когда происходит повышение тарифа размер налога составляет на 13 % больше – сумма ощутимо повлияет на общий доход таксиста.

Для водителей, работающих на своем авто, нельзя совершать свою деятельность в разных регионах – исключительно там, где происходила регистрация. Для расширения геолокации необходимо заново проходить регистрацию, предоставив прописку. Работать разрешено только в таких регионах: Московская и Калужская области, Татарстан.

Подключение к сервису

Если водитель ещё не работал через Яндекс Такси, но хочет стать самозанятым сразу, он должен отправить заявку.

Инструкция по подаче заявки для подключения к Яндекс Такси в статусе самозанятого:

  • открываем taxi.yandex.ru;
  • переходим на страницу раздела Как стать партнёром;
  • прокручиваем страницу до блока Интересует другая программа? и кликаем по ссылке Стать самозанятым водителем;
  • кликаем по кнопке Позвонить мне;
  • заполняем поля Имя и Телефон в форме заявки;
  • отправляем заполненную заявку.

Форма заявки самозанятого водителя в Яндекс Такси

После обработки заявки специалист сервиса перезвонит по указанному телефону для уточнения информации. Сотрудник поможет в оформлении ИП и получении разрешения. Если у водителя уже есть ИП и разрешение на пассажироперевозки, ему скинут ссылку для скачивания Таксометра. После регистрации в приложении останется выполнить стандартную процедуру по переходу на рассматриваемый режим.

Заключение договора о сотрудничестве происходит путём принятия предложения оферты при регистрации в Таксометре. Установка приложения и регистрация является подтверждением согласия с условиями соглашения.

Как вывести деньги самозанятому с Яндекс такси

Водителю нужно воспользоваться приложением Яндекс Таксометр. Эта программа поможет человеку управлять собственными средствами и выводить их на карту. Яндекс Касса выводит деньги только в той ситуации, когда прошла оплата от пассажира. Занять процесс может несколько дней. Связано с тем, что учитываются только рабочие дни. Если впереди праздники – придется ждать вывод дольше. Предусмотрено два способа снятия:

  • на карту банка;
  • на Киви-кошелек.

Перевести средства можно на карту любого банка, в котором открыт счет. Для перевода необходимо иметь на счету не менее 1000 рублей. В противном случае система откажет в совершении операции. Необходимо брать во внимание комиссию, которая взимается банком, переводящим деньги. Когда все действия выполнены – можно снять наличные с карты.

 

Отношения агрегаторов с партнерами

Рассмотрим цепочку по порядку. Оговоримся, что партнеров-посредников в цепочке может быть несколько, но на таких схемах мы останавливаться не будем.

Рассмотрим взаимосвязь «агрегатор — партнер». Как уже было сказано, Яндекс.Такси работает только так. Напрямую с водителем агрегатор может работать только при условии, что водителем является ИП (схема № 1).

Итак, агрегатор заключает с партнером:

  • договор оказания услуг — на предоставление доступа к сервису, на поиск водителей для партнера (при необходимости);
  • агентский договор — на прием безналичной оплаты от клиентов.

Таким договором агрегатор закон не нарушает и, надо полагать, уплачивает налоги с вознаграждения за оказываемые услуги, а также со своего агентского вознаграждения.

Если партнером Яндекс.Такси является водитель — ИП, то мы говорим о схеме № 1, которая является полностью законной. Сюда же можно отнести законную схему № 2, где партнером является ООО, у которого заключены трудовые договоры с водителями.

Покажем на рисунке, как работают эти схемы и почему они законны.

Как оформить путевые листы для такси, читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для легкового такси».

Как видим, закон о лицензировании такси не нарушен, налоги с доходов агрегатора уплачиваются, налогообложение партнера Яндекс.Такси прозрачное и в него включена уплата налога с доходов водителей.

Из рисунка также становится очевидным ответ на частый вопрос: платит ли Яндекс.Такси налоги за водителей? Нет, не платит, так как не взаимодействует непосредственно с таксистами.

Техподдержка «Яндекс.Такси» для самозанятых

Взаимодействовать с ней можно тремя способами:

  • Через официальный сайт – раздел «Задать вопрос поддержке». Здесь указываются контактные данные и суть обращения.
  • Посредством раздела «Поддержка» в приложении «Яндекс.Про».
  • Позвонив по специально выделенному телефону 8 (800) 600-87-47, где сотрудники call-центра ответят на все интересующие водителя вопросы, связанные с его работой.

А еще можно посмотреть раздел на сайте, посвященный популярным вопросам.

Оцените статью