Музыкальный инструмент Терменвокс: история, как работает, где используется

История появления

Все началась сто лет назад, а именно в Петрограде двадцатого века, с 20-е годы. Создателем стал наш соотечественник Лев Сергеевичем Терменов. Он был известным инженером, но помимо науки увлекался музыкой. Это удивительное название Терменвокс, инструмент получил от своего творца, иными словами “отца-создателя”. Деятель был родом из дворян, корни шли от немецкой и французской знати. После первой мировой он был приглашен для работы в центр Абрама Иоффе, был нужен специалист для исследования электрических свойств газа. С помощью таких экспериментов в дальнейшем был создан первый в мире  электромузыкальный инструмент. Изучая свойства газа, исследователь обнаружил, что оборудование чутко реагирует на движения его рук, чувствует тепло находящихся рядом объектов, их движения. В ходе своей деятельности у Термена зародилась мысль, что у него получится соединить два разных генератора. Таким образом у создателя появилось свое “детище”, первый электромузыкальный инструмент,который прославил его на весь мир.

История создания

Первый в мире рассматриваемый инструмент изобрел Лев Термен. Причем в своих исследованиях ученый преследовал другие цели. Изначально сотруднику института физико-технического направления поручили измерять диэлектрическую постоянную газов с учетом изменяющейся температуры, а также давления. Для этого была изобретена измерительная установка, состоявшая из генератора электрических колебаний на катодной лампе. Однако для получения более точных результатов изобретателю потребовалось увеличить чувствительность прибора. Достижение поставленной цели привело к объединению 2-х генераторов с переводом сигналов на катодное реле.

Величины параметров испытуемого газа должны были влиять на разностную частоту, что повышало точность измерения, а также защищало от систематических ошибок. В ходе работы над прибором было замечено, что при попадании разностной частоты в звуковой диапазон результат удавалось воспринимать на слух. А чувствительное устройство реагировало, даже если в электромагнитное поле попадали руки. Лев Термен, ранее получивший музыкальное образование, рассудил, что на изобретенном им устройстве можно исполнять художественные композиции. Поэтому он начал подбирать разные мелодии, а заседание кружка механиков превратилось в первый сольный концерт.

Полученный инструмент изначально был назван этероном, поскольку со стороны обычного наблюдателя звук возникал из воздуха. Позднее изобретение переименовали в честь создателя, добавив к фамилии слово «вокс» (или голос). Исследованиями Льва Термена в своё время заинтересовался В. И. Ленин. Он положительно отзывался о новом музыкальном инструменте, а также брал уроки игры на нём. Благодаря поддержке Ленина исследователь мог беспрепятственно продолжать работу над устройством, что могло быть непросто в условиях того времени.

Распространение терменвокса за пределами СССР также стало возможным благодаря усилиям изобретателя. Термен сам посетил с концертами многие страны Европы, а также Азию и США. Постепенно он приобретал сторонников, а после его визитов появлялись школы игры на этом инструменте.

Как устроен терменвокс

На терменвоксе играют движениями рук в воздухе — без прикосновений к инструменту. Мелодия становится слышна за счет изменения исполнителем емкости электромагнитного поля, окружающего терменвокс. В его классической версии нет ни струн, ни клавиш, ни педалей — только две металлические антенны: горизонтальная отвечает за громкость, а вертикальная — за высоту тона. Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук. Чем ближе к антенне слева — тем громче. Интересно, что прототип терменвокса имел лишь одну антенну, регулирующую высоту, а для управления громкостью существовала педаль. Затем Термен от такого варианта отказался. Для него было важно устранить любых посредников между музыкантом и звуком, так что ничего лишнего в классической версии терменвокса не осталось.

Зарубежные гастроли

Тур по советским городам и селам в 1922 году — далеко не предел концертной программы Льва Термена. Он успел побывать в большинстве европейских столиц, а в Америке поселился на целых десять лет — с 1928 по 1938 год. За это время он успел запатентовать свой электромузыкальный инструмент, продать лицензию на право серийного выпуска упрощённой версии терменвокса компании Radio Corporation of America и познакомиться с Чарли Чаплином и Альбертом Эйнштейном. Последний, кстати, сказал, что свободно вышедший из пространства звук представляет собой абсолютно новое явление.

Пётр Термен, правнук Льва Термена, исполнитель на терменвоксе, композитор, руководитель Школы терменвокса: «У Льва Термена появляется множество учеников, по всей Америке звучит терменвокс. Среди выступлений того периода выделяется несколько концертов на стадионе в Нью-Йорке с симфоническим оркестром. Большим поклонником изобретений Льва Термена стал знаменитый дирижер Леопольд Стоковский, на некоторое время он включил в состав своего оркестра терменвокс. В Карнеги-холле прозвучал и целый «Электрический симфонический оркестр Термена», состоящий из различных  музыкальных инструментов им созданных».  

Обзор видов

Ученики и последователи Термена продолжили усовершенствование исполнительских возможностей инструмента, поэтому сегодня имеется несколько необычных вариантов терменвокса.

Классический

Так называют вариант терменвокса, разработанный Львом Терменом. Он предполагает бесконтактное управление звуком посредством перемещения рук между антеннами. На инструменте играют стоя. Сам изобретатель собрал несколько классических терменвоксов для дочери, нескольких талантливых учениц и музеев. Популярность этого инструмента привела к появлению фирм, занимающихся массовым производством.

Большие заслуги в этом направлении остаются за американской компанией Moog.

Системы Ковальского

Константин Иоилевич Ковальский был одним из первых исполнителей на терменвоксе, обучавшийся у Льва Термена. Он же озвучил большинство партий на этом инструменте для советских фильмов. Терменвокс, созданный по его системе, по-прежнему предполагал регулировку высоты звука правой рукой. Однако левая теперь отвечала за управление общими характеристиками посредством кнопок. Громкость звучания регулировалась педалью, поэтому играть на инструменте нужно было сидя.

Хотя терменвокс по системе Ковальского не получил такого же широкого распространения, подобно классической версии, его использование продолжается. Во многом продвижение инструмента происходит благодаря усилиям учеников и коллег исполнителя, основавших школу в Москве. Продолжается усовершенствование системы. Так, конструктором Львом Королевым был создан визуализатор, позволяющий определять текущую ноту, взятую на инструменте.

Матремин

Своя школа исполнителей на терменвоксе появилась в Японии под руководством Масами Такэути. Он же снабдил свою версию инструмента «матрешкой», в которую вставлено устройство для автоматической настройки громкости. Регулировка производится путем изменения дистанции между рукой и матрешкой.

Матремин часто используется для ансамблевого исполнения. Причем такие коллективы могут насчитывать до 270 музыкантов.

Виртуальный

Относительно новым явлением в музыке стала электронная версия терменвокса для устройств с сенсорным экраном. Программа SunVox, разработанная Александром Золотовым, может успешно работать на смартфонах и компьютерах. При открытии приложения перед глазами пользователя возникает график с вертикальной и горизонтальной осями. Подобно терменвоксу, перемещение относительно вертикали определяет высоту звука, а изменение дистанции горизонтально сказывается на громкости.

Считается, что виртуальная версия инструмента создана в развлекательных целях, поскольку для получения относительного качества звука требуется высокое разрешение экрана. Кроме того, в условиях смартфона можно рассчитывать всего на пару октав диапазона, что оказывается достаточным для исполнения вокальных партий. При этом выразительность звучания можно повысить, используя возможности амплитудного или частотного вибрато.

Особенности звучания

Учитывая особенности появления звука, не стоит ждать от инструмента привычного тембра. Часто звучание терменвокса приближено к человеческому голосу. Легкие колебания пальцев могут воспроизвести вибрато, свойственное оперным певцам. Однако благодаря настройкам его можно по оттенку сделать более струнным или духовым, низким или громким, нежным или резким.

Тембровые особенности инструмента позволили использовать его в ряде направлений.

  • Звукоизобразительные эффекты. Этот инструмент использовали для передачи звука работы машины времени в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Необычный тембр терменвокса также стал популярен в фильмах про космос и инопланетных гостей. Причем этот эффект наблюдается не только в советских или российских фильмах, но и в творениях Голливуда.
  • При определенных настройках инструмент может передавать звуки природы. Это иногда используется при воссоздании пения птиц или рева мотора.
  • В произведениях классического репертуара. Благодаря тому, что терменвокс звучит подобно женскому голосу его задействуют в вокальных композициях. Это могут быть произведения И. С. Баха, М. И. Глинки и других композиторов. Одним из первых на терменвоксе старались воспроизвести романс Глинки «Жаворонок». Однако лучшим (с точки зрения показателя тембра и техники владения инструментом) становится исполнение вокалиста С. В. Рахманинова.

Терменвокс может использоваться как аккомпанирующий или ансамблевый инструмент. Однако это требует от исполнителя особой техники и мастерства в игре. Если для ансамбля берется инструмент, где высота звука определена более точно, любая ошибка породит ощущение фальши, что испортит композицию.

Принцип работы Терменвокса

Ты удивишься узнав, как он работает, ведь этот инструмент не имеет ни клавиш, ни струн, присутствуют только две антенны. Его не зря частенько характеризуют, как самое фантастическое устройство для извлечения звука. Еще называют волшебным, и это оправданно. Владеющий им музыкант выглядит так, будто он владеет не музыкой, а магией. Только представь, что музыкант словно волшебник, благодаря взмаху рук дает начало музыке. Водя руками около антенн, не прикасаясь к ним, меняет частоту и громкость инструмента, именно благодаря этим движениям появляется музыка. С помощью  электрических импульсов звучание и интонации музыки, ноты получаются тонкими и чувственными. Свое создание разработчик впервые представил на VIII Всероссийском электротехническом съезде в 1921 г.

Технические особенности

Это был первый случай, когда звук извлекали именно таким образом, поэтому инструмент не получилось отнести к существующим классам: ударным, духовным или струнным.Принцип работы терменвокса базируется на том, что звук представляет собой колебания воздушных потоков, создаваемые электромагнитными полями. Берем два генератора и к каждому присоединяем антеннку. К одному вертикальную, она отвечает за тон звука, к другому горизонтальную (подковообразную), которая ответственна за громкость. Генераторы вырабатывают электрические колебания высокой частоты, которые повышаются или понижаются движением рук возле антенн. Сигналы с обоих генераторов сливаются в единое целое и вырабатывается звук. Исполнение на инструменте заключается в перемещении рук, одной или обеих, вблизи антенн. Для получения плавной частоты звука, ладонь можно держать неподвижной, а пальцами рук проводить все манипуляции.

Благодаря мягкому, чистому, классическому и выразительному звуку, иногда рекомендуется врачами для излечения душевных недугов.

Но есть один минус изобретения, из-за отсутствия клавиш исполнителю требуется обладать практически абсолютным слухом и хорошей тренировкой. Только полагаясь на свой слух, музыкант может фиксировать положение рук относительно инструмента. Из-за тонкой грани между нот, на терменвоксе можно исполнять не только музыкальные произведения, но и создавать различные звуковые эффекты, такие как свист, пение птиц и другие.

Какие бывают?

На сегодняшний день создано множество видов данного инструмента, которые различаются конструктивно, выпускаются серийно и эксклюзивно. Но так же продолжают делать и классические терменвоксы, стараясь не отходить от конструкций созданных Львом Терменом. Современные терменвоксы берут за основу транзисторные осцилляторы. Но кое-что осталось неизменным: генератор звуков так же чувствителен к колебаниям в пространстве между антеннами, которые создают магнитное поле. Несмотря на то, что до сих пор терменвокс включается в розетку, кажется что он производит что-то потустороннее, магическое, пришедшее к нам из другого мира. Термен создал несколько моделей инструмента, но классическая получила широкое распространение во всем мире. Изобретение открывала огромные перспективы своему создателю. Л.С.Термен благодаря фантастическому изобретению, стал очень популярным человеком, давал концерты во многих странах, студию Термена посещали многие известные люди. Внук Льва Сергеевича, Петр, в настоящие время активно занимается популяризацией инструмента. Так же Петр проводит обучения игры на терменвоксе и выступает с концертами по всему миру.

Где послушать

Звучание инструмента используется во многих направлениях, на концертах, в фильмах и даже в некоторых современных рабочих станциях. Услышать, как работает терменвокс, можно в поп-музыке и рок-музыке. Он часто используется в музыкальных театрах и студиях звука. В 1931 году инструмент  уже повсеместно использовали в кинематографе. Начало работы было в СССР, а затем и в Голливуде для озвучивания “сверхъестественных” явлений. Слушатели Терменвокса, называли инструмент “музыкой сфер”, “музыкой воздуха”, “небесным инструментом”. Терменвокс в качестве как мелодического, так и шумового инструмента использовали представители неоклассицизма и академического авангарда. Среди них Богуслав Мартину, Джозеф Шиллингер, Мориц Эггерт, Перси Грейнджер, Анис Фулейхан, Фазыл Сай, Эндрю Норман, Кристофер Ахо и Режис Кампо. Эдгар Варез также писал музыку для терменвокса. Терменвокс,обладая такой впечатляющей биографией, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.

Разновидности терменвокса

Создано несколько различных по конструкции видов терменвокса. Устройства производят сериями и поштучно.

Классический

Первый разработанный терменвокс, работа которого обеспечивается произвольным движением обеих рук в электромагнитном поле, окружающем антенны. Музыкант работает стоя.

Известно несколько раритетных классических моделей, созданных на заре распространения инструмента:

  • экземпляр американского музыканта Клары Рокмор;
  • исполнительницы Люси Розен, названной «апостолом терменвокса»;
  • Натальи Львовны Термен – дочери создателя музыкального устройства;
  • 2 музейных экземпляра, хранящихся в московском Политехническом и Центральном музее музыкальной культуры.

Классические экземпляры наиболее распространены. Активно продаваемая модель – от американского производителя «Moog», начавшего реализовывать уникальный инструмент с 1954 г.

Системы Ковальского

Педальный вариант терменвокса удалось изобрести музыканту Константину Иоилевичу Ковальскому. Играя на инструменте, исполнитель контролирует высоту звучания правой ладонью. Левой рукой посредством блока с кнопками манипулирования осуществляется контроль над основными характеристиками извлекаемого звука. А для изменения громкости звучания предназначены педали. Музыкант работает в сидячем положении.

Педальный вариант Ковальского не распространен. Но им пользуются ученики Ковальского – Лев Королев и Зоя Дугина-Раневская, организовавшие московские курсы игры на терменвоксе. Ученица Дуниной-Раневской – Ольга Миланич – единственный профессиональный музыкант, играющий на педальном инструменте.

Изобретатель Лев Дмитриевич Королев долго экспериментировал над конструкцией терменвокса. В итоге был создан тершумфон – вариант инструмента, устроенный так, чтобы производить узкополосные шумы, отличающиеся яркой звуковой высотностью.

Матремин

Странное название получил музыкальный инструмент, изобретенный японцем Масами Такэути в 1999-ом. Японцам нравится матрешка, поэтому изобретатель спрятал генераторы внутрь русской игрушки. Громкость устройства настраивается автоматически, частота звучания контролируется изменением положения ладони. Ученики талантливого японца организуют большие концерты из более 200 участников.

Виртуальный

Современное изобретение – терменвокс-программа для компьютеров с сенсорным монитором и смартфонов. На мониторе изображается система координат, одна ось показывает частоту звучания, вторая – громкость.

Исполнитель касается монитора в определенных точках координат. Программа, обрабатывая информацию, превращает выбранные точки в высоту и громкость, получается желаемый звук. При перемещении пальца по монитору в горизонтальном направлении изменяется высота звучания, в вертикальном – громкость.

Сила трех

Огромный вклад в популяризацию терменвокса еще при жизни его создателя (Термен прожил 97 лет и умер в 1993 году) внесли три женщины-музыканта — Люси Бигелоу Розен, Клара Рокмор и Наталья Термен. Люси Бигелоу Розен часто называют «апостолом» электромузыкального инструмента, она пропагандировала его использование в 1930-1940-ые, выступая с концертами в Европе и США. Виртуозная скрипачка Клара Рокмор познакомилась с Терменом и его изобретением в 1927 году. Именно ее стараниями терменвокс в США стал восприниматься как серьезный академический музыкальный инструмент. Многие музыканты до сих пор считают ее единственным виртуозом в истории инструмента. Наталья Термен, дочь Льва Термена, еще в 1980-1990-е  выступала в России, Европе и Америке с академическим репертуаром. Многие выступления проходили совместно с отцом — Наталья играла музыку Баха, Генделя, Чайковского, Дебюсси, Рахманинова и современную музыку для терменвокса. Сегодня Наталья Львовна продолжает работать с терменвоксом и выступать. Она является куратором Школы терменвокса и председателем Санкт-Петербургского общества терменвокса. 

Наталья Термен, дочь Льва Термена, исполнитель на терменвоксе: «Папа безусловно сохранял очень хорошие отношения с Люси Розен и Кларой Рокмор. Конечно, у этих исполнительниц были разные подходы к терменвоксу, папа всегда особенно выделял Люси Розен. По ее заказу написано множество произведений для терменвокса, до сих пор жемчужиной репертуара является «Фантазия» Богуслава Мартину для терменвокса, гобоя, струнного квартета и фортепиано. Папу всегда интересовало не массовое, а более углубленное развитие терменвокса с точки зрения исполнительского мастерства, поскольку он считал, что высокий потенциал терменвокса еще не раскрыт. Собственно, в этом ключе и началась наша с ним работа. Безусловно, это очень кропотливый труд, папино видение терменвокса очень отличается от современных версий инструмента, которые существуют сегодня в свободном доступе».

Терменвокс в кино

Советский кинематограф начал использовать терменвокс в сороковых годах прошлого века. Одним из первых фильмов, где его можно было услышать, был «Комсомол — шеф электрификации». Исполнением партий на терменвоксе для советских фильмов занимался Константин Ковальский. Из более поздних фильмов этот инструмент хорошо узнаваем в «Иван Васильевич меняет профессию» — здесь терменвокс имитировал звуки работы машины времени.

Голливуд также не остался в стороне — моду на терменвокс ввел Хичкок, когда в 1945 году впервые использовал к своему фильму «Завороженный» саундтрек, исполненный с помощью этого необычного инструмента. К слову, за этот саундтрек фильм получил в свое время премию «Оскар».

С этого момента звучание терменвокса стало ассоциироваться у зрителя с чем-то потусторонним, загадочным и космическим. Этими ассоциациями с успехом воспользовались создатели фильмов «День, когда остановилась Земля» и «Оно пришло из далекого космоса». Здесь терменвокс справился со своей задачей столь же отлично — создать мрачную или потустороннюю атмосферу для этого инструмента не составляло труда.

Оцените статью