«Клюква» в играх, фильмах и сериалах: что это?

Вот лишь несколько примеров типичного клюквенного представления русских в зарубежной массовой культуре:

  • Традиционные головные уборы. В фильмах о Советском Союзе западные киноделы очень любят подчеркнуть “русскость” происходящего, поэтому одевают актеров в меховые тулупы, заставляют их носить косынки и шапки-ушанки. И ладно бы только советские времена экранизировали таким образом – так нет, они даже современную Москву под этот стандарт подтянули и персонал международной космической станции. Популярный русский персонаж  Лев Андропов из знаменитого Армагеддона, так и вообще, умудрился притащить в космос свою любимую ушанку. Видать притащил с собой суровые сибирские морозы.
  • Водка. Да, никто не станет спорить, что выпить наши соотечественники в большинстве своем очень любят, но в представлении зарубежных зрителей после просмотра очередного художественного произведения складывается впечатление, что сорокоградусная водочка уже давно заменила русским любые другие напитки. Иногда все прямо до абсурда доходит – например, в играх серии Call of Duty очень часто можно было увидеть наших военных, которые при исполнении любили нажраться до свинячьего состояния. Остается лишь гадать, намеренная ли это пропаганда или просто идиотизм разработчиков.
  • Цветовая гамма. Многие наверняка замечали, что в фильмах о российской/советской действительности даже снимается все с каким-то темным и серым фильтром. В то время как по другую сторону океана все цветет, птички поют, солнышко светит, в России и СНГ будто бы разворачивается настоящий Мордор с орками и троллями. Даже не так давно закончившийся сериал Американцы, рассказывающий о шпионах времен холодной войны и являющийся наверное максимально “безклюквенным” проектом на американском ТВ, умудрился показать столицу СССР как место, где вечером большинство людей предпочитает сидеть без света.
  • Непонимание русского языка. Это, наверное, одно из самых часто встречающихся проявлений клюквы в художественных произведениях – будь то комиксы, фильмы или игры. Кириллица в некоторых местах достаточно сильно напоминает латиницу, поэтому нередко возникает путаница между Я и R, И и N. А некоторые творцы вообще особо не парятся, на консультантов не тратятся и производят полную тарабарщину. Самая абсурдная и развесистая клюква на эту тему была в фильме о Джейсоне Борне, который использовал фальшивый паспорт на имя Foma Kinaev, который в написании кириллицей стал ЛШТШФУМ АЩЬФ. Зрители из постсоветского пространства на этом моменте хорошо просмеялись. 

На самом деле, список далеко не полный. Не стоит также забывать про вездесущих медведей, бродящих по улицам городов, повальное увлечение гопаком и калинкой-малинкой, танцы под мелодию из тетриса и многое другое. Особо патриотически настроенные граждане на такое обижаются, но большинству наших соотечественников клюква очень даже нравится, ведь это источник хорошего настроения на целый день.

https://www.youtube.com/watch?v=CDEG5pA9O-Q Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: “Красная жара” – Кокаинум (https://www.youtube.com/watch?v=CDEG5pA9O-Q)

На какие произведения стоит обратить внимание любителям “клюквы”:

В играх самое первое место занимает стратегия Red Alert – эта серия о глобальном противостоянии США и СССР намеренно сделана клюквенной и специально обыгрывает все мыслимые и немыслимые стереотипы. Разработчики умудрились подшутить как над коммунистами с их жаждой мирового господства пролетариата, так и над капиталистами-американцами, считающими себя образцом демократии и свобод человека. Также внимания заслуживает Freedom Fighters – игра про советское вторжение в Нью-Йорк, где геймерам предстоит играть за участников народного сопротивления.

Если говорить о книгах и комиксах, на ум приходят в первую очередь вселенные Марвел и DC. В них полно русских супергероев, а русских суперзлодеев и вездесущих оперативников КГБ еще больше. В комиксах даже существует альтернативная ветка истории, где Супермен упал не в Соединенных Штатах, а в Советском Союзе, став главным борцом с противниками коммунизма. Из художественной литературы максимальным количеством клюквы отличились произведения Тома Клэнси, знаменитого русофоба и конспиролога. Несмотря на то, что мужик писал полную ерунду, не всегда мог отличить монголов от китайцев, он пользовался на западе большой популярностью. Даже продал лицензию на выпуск компьютерных игр Tom Clancy’s, которые выходят и по сей день.

О кинематографе особо распространяться нет смысла – сложно найти родившегося в 80-х или 90-х годах человека, который бы не видел знаменитую Красную Жару с Арнольдом Шварценеггером или Рокки с Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне. Один персонаж воевал со стереотипным русским стероидным бойцом, а второй помогал несправедливо угнетенным афганцам воевать с советскими солдатами. Более молодая аудитория, стараниями западных киноделов, тоже приобщилась к клюкве – например, не так давно вышел новый фильм Красный Воробей с Дженнифер Лоуренс, где она играла русскую шпионку, перешедшую на сторону американцев. Клюквы там полный набор – пытки и изнасилования КГБшниками, тотальное пьянство и даже главный злодей, который внешне очень напоминает президента Путина. Некоторые актеры явно поняли, в какой ерунде снялись, и во время показа картины активно избегали интервью с российскими журналистами.

Другие проявления клюквы

Когда у людей спрашивают – что значит клюква, они обычно проводят ассоциации с русскими и западной/американской русофобией. Но сленг подразумевает “клюквенное” представление и других народов, рас, национальностей. Очень часто даже сами люди, принадлежащие к той или иной группе, при помощи изображения клюквы умудряются посмеяться над собой, а иногда даже и поднимают остросоциальные темы (ведь все стереотипы не на пустом месте придумываются). Но, как правило, все сводится к специфическим шуткам на грани политкорректности.

https://www.youtube.com/watch?v=cftUIdSr_T8 Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Disturbingly Racist Moments in Cartoons (https://www.youtube.com/watch?v=cftUIdSr_T8)

Наш топ клюквы for comrades

Перед тем, как начать смотреть выбранный фильм, рекомендую сыграть в небольшую игру на выпивание: пейте каждый раз, когда показывают стереотип о России. Осторожно! В некоторых случаях можно заработать отравление алкоголем.

Кстат 23бьл7и, если хотите, чтобы все сразу поняли, что ваш фильм о России, обязательно добавьте в название слово «красный». Следующие пять фильмов только подтверждают это правило. Удивительно даже, что многие фильмы в нашем списке обошлись без слова «красный».

Красный рассвет / Red Dawn, 1984

— Ты сгоришь из-за всей этой ненависти, парень.
— Она меня согревает.

Рейтинг IMDB: 6.4

Жанр: Боевик, драма

Возрастное ограничение: 12+

Мир накануне Третьей мировой войны. Кто хочет ее начать? Разумеется, русские! Они внезапно вторгаются в США, в маленький город в Колорадо (хитрый план русских — захватывать сначала маленькие города, про которые не вспоминают даже сами американцы). Группа подростков, которые называют себя «Росомахи», смогли сбежать в горы и собираютчс Q!ся дать отпор захватчикам. Ведь кто, как не старшеклассники, могут на равных противостоять профессиональной советской армии?

Красная жара / Red Heat, 1988

— Как вы, русские, справляетесь с напряжением и стрессом?
— Водка.

Рейтинг IMDB: 6.1

Жанр: Боевик, комедия, триллер, криминал

Возрастное ограничение: 18+

Иван Данко — русский (советский!) милиционер. Он немногословен, суров и Шварценеггер. Данко командируют в США, чтобы поймать грузинского наркобарона, который сбежал из страны после убийства своего партнера. В напарники ему назначают нахального детектива Арта Ридзика. Их методы, как и взгляды, различаются. Смогут ли они сработаться?

Красный скорпион / Red Scorpion, 1988

«Здесь так мало места… А это такая большая граната!»

Рейтинг IMDB: 5.2

Жанр: Боевик, триллер, приключения

Возрастное ограничение: 16+

В небольшой неназванной африканской стране возникает восстание против просоветского правительства. Правительство СССР направляет туда Николая Раченко, своего лучшего агента КГБ, чтобы тот подавил восстание в зародыше. Однако, увидев ужасы, которые творят советы и их союзники кубинцы, Николай меняет свои взгляды.

Красный змей / Red Serpent, 2003

— Праздник закончился.
— Праздник закончился для тебя!

Рейтинг IMDB: 1.8

Жанр: Боевик

Возрастное ограничение: 14+

Американский бизнесмен вместе с дочкой приезжает в Россию, чтобы заключить контракт. Он был совершенно не в курсе, что контракт — всего лишь прикрытие для того, чтобы перевезти несколько тонн наркотиков в США. Ведь так «все делают дела в России». После отказа бизнесмена, преступники похищают его дочь. На помощь ему приходит Сергей Попов, бывший агент ФСБ, у которого к драг-дилерам свои счеты.

Красный воробей / Red Sparrow, 2018

«Холодная война не закончилась, она разлетелась на множество осколков».

Рейтинг IMDB: 6.6

Жанр: Боевик, драма, триллер

Возрастное ограничение: 18+

Молодая девушка с типичным русским именем Доминика Егорова — прима-балерина в Большом театре. Несмотря на это, она живет почти в нищете вместе с больной матерью. После тяжелой травмы, которая закрывает ей дорогу на большую сцену, появляется ее дядя, подозрительно похожий на президента России, и предлагает ей непростую сделку. Доминика соглашается и поступает в Школу Воробьев, которая обучает молодых людей использовать свое тело и разум на благо российской секретной службы.

Великая / The Great, 2020

«Я здесь пленница, а мой муж — идиот!»

Рейтинг IMDB: 8.1

Жанр: Биография, драма, комедия

Возрастное ограничение: 16+

Впрочем, иногда иностранные киноделы осознают, что их представления о России, мягко говоря, не совсем соответствуют действительности, поэтому пытаются высмеять свои собственные стереотипы.

София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, дочь обедневшего немецкого князя, выходит замуж за российского императора Петра III. Полная надежд девушка быстро разочаровывается: дикая Россия не такая уж и романтичная, а ее супруга больше беспокоят вечеринки, блуд и охота, чем молодая жена и будущее страны. София решает взять все в свои руки.

Записки юного врача / A Young Doctor’s Notebook & Other Stories, 2012

«Это же глушь. Нет… до глуши ходит поезд. И оттуда еще день добираться сюда».

Рейтинг IMDB: 7.9

Жанр: Комедия, драма

Возрастное ограничение: 16+

Начало двадцатого века. Россия на пороге революции. Молодой блестящий выпускник медицинского института приезжает в далекую деревню и сталкивается с суровой реальностью русского провинциального врача.

Помните знаменитого Лштшфума Ащьфа из идентификации Борна (которому, кстати, 21 августа исполнился 51 год)? Британцы вот тоже вспомнили и решили высмеять путаницу в латинице и кириллице, поэтому иногда стоит внимательно смотреть на надписи.

Армагеддон / Armageddon, 1998

«Американские блоки, русские блоки… Все сделано на Тайване».

Рейтинг IMDB: 6.7

Жанр: Боевик, приключения, фантастика

Возрастное ограничение: 12+

Огромный астероид размером с Техас грозит уничтожить всю нашу планету. До конца света остаются считанные дни. Спасти Землю могут те, от кого никто этого не ожидал.

Вы можете спросить — какая же это клюква, если это просто пафосный фильм с кучей ошибок в области элементарной физики? Но, господа и дамы, два слова — Лев Андропов. Российский космонавт в исполнении харизматичного Петера Стормаре получился весьма колоритным, пусть и стереотипным.

Рокки 4 / Rocky IV, 1985

«Если он умрет, он умрет».

Рейтинг IMDB: 6.7

Жанр: Драма, спорт

Возрастное ограничение: 16+

Рокки Бальбоа — чемпион мира по боксу в тяжелом весе. Иван Драго — русский боксер, которого тренировали с помощью высокотехнологичных тренажеров и научного подхода. Во время матча Драго убивает близкого друга Рокки. Жаждущий отомстить Рокки назначает новый бой с Иваном и едет в Россию, чтобы там подготовиться к матчу. Ведь чтобы побить русских, нужно действовать, как русские.

Несмотря на прекрасный актерский каст, кино получилось странным. Ведь в нём историю Чикатило перенесли в эпоху Сталина, напихав все стереотипы о «вожде» и «НКВД».

И что, так было всегда?

Если коротко — да, но нет.

Если более развернуто, то у жанра были свои взлеты и падения. До времен Второй мировой войны клюквенные фильмы были историческими, вроде «Распутной императрицы» 1934 года (уж очень зарубежные сценаристы любят Екатерину Великую), или адаптациями русской классики. Или же фильмы были на тему «проклятых комми», которые обычно были антикоммунистической пропагандой, навеянной «Красной угрозой». Хотя встречались и исключения — например, «Миссия в Москву» и «Северная звезда» 1943 года, «Песнь о России» и «Дни славы» 1944 года. Эти фильмы были выпущены во время войны, чтобы наладить отношения с союзниками, однако после войны и особенно после смерти просоветски настроенного президента Рузвельта ситуация резко изменилась.

Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности позже определила эти фильмы как коммунистическую пропаганду. Многих причастных к фильмам внесли в «черный список» Голливуда, а некоторые, вроде актера Роберта Тэйлора, заявили, что участие в этих фильмах было ошибкой. Комиссия действовала до середины 70-х и ее работа связана с антикоммунистической политикой правительства США, а в особенности, с деятельностью американского политика-республиканца Джозефа Маккарти (это движение так и называлось — маккартизм). Интересно, что многие известные голливудские актеры и сценаристы попали в списки комиссии или под ее пристальное наблюдение — Чарли Чаплин, Далтон Трамбо, Жюль Дассен, Ким Хантер и многие другие. Очень хорошо этот период в жизни Голливуда отражен в комедийном фильме «Да здравствует Цезарь!» 2016 года.

Паника перед «красной угрозой», создание атомной бомбы в СССР, холодная война — все это стало благодатной почвой для появления ядреной клюквы с изюминкой в виде антисоветской пропаганды. Появились такие фильмы, как «Красная угроза» (1949) — нуар о разочаровавшихся в компартии американцах — и «Я был коммунистом для ФБР» (1951). Лично я апофеозом антикоммунистических фильмов того времени назвала бы фильм «Вторжение в США» (1952) — фильм о нападении на «оплот капитализма» солдатами неизвестной страны с характерным акцентом.

С начала 60-х отношения двух стран заметно потеплели — разрядка международных отношений длилась до конца 70-х. В этот период Норман Джуисон снимает комедию «Русские идут! Русские идут!» (1966) — сатиру, высмеивающую абсурдность Холодной войны и военно-политической истерии. Ведь, в сущности, политика разводит в стороны похожих между собой и одинаково хороших людей.

Но начавшаяся война в Афганистане начинает новый виток напряженности между СССР и США, и клюква начинает цвести буйным цветом. К тому же это совпало с эпохой боевиков в кинематографе, поэтому выпускается множество фильмов, где благородные и смелые коммандос бьются с агрессивными и безжалостными советскими войсками. Выходят различные продолжения «Рэмбо», одно из которых прямо задевает афганскую войну, и «Рожденный американцем» Ренни Харлина, и «Красный рассвет» (1984) — одна из главных антикоммунистических агиток 80-х годов.

Фильм Джона Милиуса, человека с весьма неоднозначными взглядами на жизнь, рассказывает о начале Третьей мировой войны в 1989 году (ироничный факт — именно в этом году распадается Восточный блок и заканчивается холодная война). Советско-кубинские войска нападают на США, расстреливают гражданских и поют «Интернационал», словно позабыв, что его сменил гимн Михалкова и Александрова. Им противостоят бравые школьники, арсенал которых возрастал с каждым эпизодом фильма. Это и неудивительно: Милиус входит в Национальную стрелковую ассоциацию США и занимается пропагандой оружия.

Изначально «Красный рассвет» имел колоссальный успех и, к сожалению, стал источником вдохновения для многих экстремистов, но со временем его рейтинг упал. Даже ремейк 2012 года с Тором в главной роли, где главными злодеями стали уже северокорейцы, не спас его положения, а только усугубил.

С конца 80-х начинают формироваться новые образы русских в кино — либо это жестокий и сквернословящий бандит, либо пьющий, душа-нараспашку, но при этом немного агрессивный тугодум. Связано это с распадом Союза и идеологической победой США в холодной войне, а также с ситуацией в самой новой России, когда hooligany получили доступ к бизнесу и власти.

Меняется и настроение и клюквы — теперь это в основном комедийные образы: «Красная жара» (1988) со Шварценеггером в роли сурового милиционера, «Полицейская академия: Миссия в Москве» (1994). Выходит даже анимационный мюзикл «Анастасия» (1997) о судьбе спасшейся княжны. В 1998 году Майкл Бэй снимает «Армагеддон» с русским персонажем Львом Андроповым, который носит шапку-ушанку и футболку с красной звездой на груди. А эталоном русского мафиози становится же Борис Бритва из культового фильма Гая Ричи «Большой куш» (2000).

Появляются и фильмы совместного производства США и России, один из которых — «Красный змей» 2003 года, который наполнен клюквой чуть более чем полностью. Здесь и вечная зима, которая показана в начале фильма и спустя полгода, и мошенники, торгующие оружием рядом с Красной площадью, и, конечно же, русский Шварц.

После 2008 года киноклюква меняется — отношения между странами вновь обострились из-за вооруженного конфликта в Южной Осетии. Русские в очередной раз становятся идеологическим врагом во многих мейнстримных фильмах. Фильм «Солт» 2010 года рассказывает о спящих русских агентах, цель которых — свержение правительства США, а четвертая часть Индианы Джонса (2013) напоминает о давнем противостоянии СССР и США.

Непосредственно конфликт в Южной Осетии освещает фильм «5 дней в августе» (2011), режиссером которого выступил уже упоминавшийся Ренни Харлин, человек удивительных талантов. Ренни Харлин!.. Этот финский режиссер то снимает отличный сиквел к отличному фильму, то невероятно убогий пеплум о подвигах Геракла. То мы смотрим его пугающий триллер «Охотники за разумом», то смеемся с забористой клюквы — «Рожденный американцем» или же «5 дней в августе». Фильм не соответствует ни версии Грузии, ни версии России, ни версии Европейского союза, и в целом не отражает действительность тех трагических событий — только выступает как довольно топорная пропаганда.

Забавное замечание: по мнению Голливуда, в СССР и России были и есть только русские. Никаких вам башкир, казахов и чеченцев. Только русские Иваны. Хотя проскакивают и блондинистые и голубоглазые чеченцы, как в «Красном змее» 2003 года, — а ведь фильм совместного производства с Россией! — и не похожие на казахов казахи в том же «5 дней в августе».

В 2017-18 годах в мазер Раша разразился скандал — российский Минкульт отозвал прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» после многочисленных просьб со стороны медийных личностей и родственников причастных к истории, которую освещал фильм. Не берусь судить о достоверности фильма, но как комедия, на мой взгляд, он получился довольно скучным и затянутым.

Гораздо смешнее получаются фильмы о России, снятые на серьезных щах — как это вышло с «Красным воробьем» (2018). Этот шпионский триллер повествует о девушке-балерине, которая волею судьбы оказалась в засекреченной спецшколе «воробьев» — агентов разведки, использующих для достижения целей свое тело. Вот уж что действительно рассмешит российских зрителей.

В 2019 году HBO выпускает сериал «Чернобыль» о трагедии на Чернобыльской АЭС. Высоко оцененный как западными критиками, так и российскими, сериал получился действительно качественной драмой. Но не обошлись создатели от «ложек» клюквы — то водка у нас вместо воды, то «товарищ» вместо имен, то evil KGB возникает на каждом шагу и стреляет всех, кто дышит не по плану партии.

Ну, и наконец, 2020 год. На Hulu выходит сериал «Великая» — недостоверная историческая комедия о юных годах императрицы Екатерины II. Как уверяют создатели сериала, многие клюквенные моменты были добавлены намеренно — будь то чернокожие графья или медведи на цепях. Кому-то сериал пришелся по вкусу, кого-то возмутил, но нельзя отрицать, что в этот раз клюква была не просто намеренной — она была стебом над своими же стереотипами.

У вас могло сложиться впечатление, что только иностранные режиссеры и сценаристы страдают клюквофикацией. На самом деле это не так: в России тоже любят эксплуатировать все эти штампы. Любимые многими комедии «Особенности национальной охоты» (1995) и «Особенности национальной рыбалки» (1998) вполне попадают под определение клюквы. Из более современного кино — фильмы «Черная роза» (2014) и «Максимальный удар» (2017) — впрочем, как и многие другие с участием актера, режиссера, сценариста, продюсера, писателя, культуриста и общественного деятеля Александра Невского.

Лет ми спик фром май харт, комрадс. Конечно, стереотипы о России выглядят очень смешно для русских, особенно, если они подаются на полном серьезе. Но не стоит забывать, что у нас самих имеются свои представления о той или иной стране, представителях разных профессий или социальных слоев, которые тоже могут быть ложными. Поэтому лучше всего будет посмеяться над этими штампами и не распространять их дальше, оставляя предубеждения в прошлом.

А теперь выпьем vodka za zdorovie и постреляем из наших kalashnikov на медведях!

Кислый привкус сладкой ягоды

 

Оскорбительна ли клюква? Как и в случае с оскорблением чувств верующих, в моментах, где идёт опасная игра с патриотическими струнами зрителей и защитой чести государства в мировой культуре, — всё зависит от стойкости этих чувств. Такие эпизоды появляются в фильмах не для унижения достоинства нации, а из-за сформировавшихся стереотипов, знакомых иностранному зрителю. Проще таким веяниям следовать, чем учить зрителей тому, что вот мы вам 30 лет показывали одно, а сейчас всё совсем иначе. Любые тренды тяжело воспринимаются массами: феминистические или ЛГБТ-заигрывания со зрителем многим даются не так легко. Кого тогда вообще будут заботить проблемы русского Ивана? Тем более если не все ещё успели обсудить, что Русалочка будет темнокожей!

Не все способны отличить клюкву от стёба, пародии, художественного преувеличения. Кроме предъявления претензий по поводу того, что создатели «Смерти Сталина» использовали «запретную тему», эту картину также называли клюквой. Но это больше сатирическое изображение, сознательный спуск в жанре. Его можно сравнить с клипом Basement Jaxx на песню «Take me back to your house», который часто крутили по MTV в золотые времена этого канала. Там и балалайка, и танцы вприсядку, и танк, из которого в конце вылезает сталиноподобный усач и говорит на русском: «Пойдём домой вместе со мной». Обидно это? Это забавно.

Истина где-то рядом

Такие фильмы, как «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс, невозможно воспринимать серьёзно — уровень абсурда там запредельный. Но насколько странно выглядят остальные приёмы из иностранных фильмов? Может, стоит разделять откровенный бред (как Мавзолей Ленина в новом сериале от Netflix о царской семье) и художественное изображение некоторых особенностей. Те, кто смотрел сериал «Чернобыль», могут не согласиться с некоторыми деталями сюжета, но нельзя не отметить отношение к деталям в изображении «советскости». Они обыграли нас на нашем поле. Но и тут кто-то не может не сказать о том, что американцам вообще-то не понять, пусть разбираются со своими темами, всё это враки, а сериал ваш — полнейшая клюква.

Тогда я хотел бы задать резонный вопрос: а не виноваты ли мы в таком изображении нас самих? В интернете не так давно появился мем, который сравнивал изображение Мексики в реальности (обычное фото) и изображение Мексики в кино (это же фото с жёлтым фильтром). Для изображения России тоже есть приём — синий фильтр (вспомни фильмы о Борне или начало «Изгоя»). Но если выйти на улицу в городе центральной России в промежутке с октября по март, то примерно так всё и выглядит. Киношники даже немного приукрашивают своим синим фильтром, так как наша действительность в эти месяца больше серо-грязная.

В начале статьи я привёл 10 пунктов, по которым принято отличать клюкву. Сейчас немного разверну их к тебе лицом. Буду следовать прогрессивным художественным приёмам и закольцую материал.

Все русские злодеи? Против нашей страны вводят санкции, нас обвиняют в аннексии, и мы хвастаемся ядерными ракетами. Дружелюбный сосед — русский Иван. Акцент? Ты слышал знаменитое произношение Мутко или как говорит любой россиянин 35+. Вэри вандэрфул. Шапки-ушанки? Военные в них ходят до сих пор, а зимой всё ещё многие носят предметы роскоши из Союза — соболиные шапки.

А если ты когда-нибудь ходил в валенках, то я надеюсь, что ты согласишься с тем, что это самая удобная зимняя обувь. Все русские — офицеры КГБ? Многие опасаются, что товарищ майор читает нашу переписку, а количество доносов за репосты и картинки в социальных сетях увеличилось. Много церквей? Без комментариев. Постоянная зима? В средней полосе она стремится вылезти за календарные рамки, а огромная часть нашей страны — Сибирь. Красные звёзды и Ленин? В твоём городе стоит памятник Ленину? Уверен, что да. Водка? «На здоровье» мы точно не говорим во время застолья, но количество выпитого соизмеримо демонстрируемому на экранах. Русская мафия? Различные мутные схемы проворачиваются у нас каждый день. Не исключаю такой вероятности, что в других странах наши люди занимаются тем же. Медведи? Медведи у нас по улицам не ходят, тут они не правы. Но иногда появляются видео, где лось бродит по городу, танк вылетает на проезжую часть, и всё-таки медведи тоже появляются…

И что выходит: мы и есть та самая клюква? Нет. Просто за нами, как и за любым другим народом, тянется шлейф стереотипов. Какие-то от нас не зависят, на другие мы можем повлиять. Мы сами формируем общее представление о нас самих, а массовая культура лишь калькирует этот образ, временами используя художественное преувеличение. Так что можешь выбирать: тебе больше нравится развесистая клюква или клюква в сахаре.

«Рожденный американцем». 1986 год

Ещё один апогей «клюквы». Злые КГБшники пытаются в застенках лагерей афроамериканцев, прикрепляя к груди провода с электричеством. И, конечно, пьют. Много пьют.

Но если от просмотра этих фильмов можно было посмеяться, то после 2000-х на экранах стал выходить отборный шлак, не вызывающий ничего, кроме чувства стыда и отвращения.

«Красный рассвет». 1984 год

Военное вторжение в США «злыми советами». Этой фразой можно описать этот крайне абсурдный фильм. Чего только стоит кадр с солдатами в ушанках на фоне ненавистного им Макдака. Ведь всем известно, что советский человек держит в сердечке только коммунизм.

«Красная жара». 1988 год

Этот фильм с железным Арни не нуждается в представлении, ведь куча криво произнесенных материных слов уже давно превратились в мем.

«В аду». 2003 год

Малоизвестный фильм с Ван Даммом, попавшим в русскую тюрьму, где непонятно кто хуже озверевшие поголовно уголовники или надзиратели.

В любом случае, после этого фильма не грех и «боярышника» выпить.

Русская клюква

Это понятие можно использовать не только к искажённому изображению России, но и к кривым картинам других культур. Применять устаревшие стереотипы мы и сами очень любим. Рисуем западный мир как проклятый, как мир победившего капитализма, где каждого волнует только нажива. Но именно в этих странах права человека защищаются и отстаиваются яростнее, чем в России. А вот у нас всё больше стараются отломить кусочек для себя и всех своих племянников. Туриста из Голландии мы представляем себе отбитым наркоманом, пока наши же миллениалы потрошат клумбы в поисках закладок. О позорном изображении современного немца и стыдных шуточках с отсылкой ко Второй мировой войне я даже не хочу писать.

«Рокки 4». 1985 год

Хотя этот фильм со Сталлоне нельзя назвать плохим, но именно в нём показали советскую  власть и поддерживающего её спортсмена с максимальной злобой. Мол, все сплошь  и рядом грозные, молчаливые и крайне жестокие.

Ну и, конечно, появившийся из ниоткуда город Красногурбинск с навевающей тоску «сибирской разрухой».

«Враг у ворот». 2001 год

Не скажу, что этот фильм совсем уж плох. Но именно он породил стереотип, позже взятый во многие компьютерные игры,  о том, что одну винтовку давали на троих солдат, а особисты убивали всех, кого не лент.

Но на последнее грех обжаться, учитывая, что и у нас любят коверкать свою же историю.

Оцените статью