Что такое ПМПК и в каком случае ребёнку нужно проходить эту процедуру

Как возникли комиссии

Прародителем современных ПМПК можно считать медико-педагогическую комиссию 1949 года. Тогда впервые сформулировали критерии, по которым ребенка с теми или иными особенностями развития рекомендовали обучать в специальных коррекционных школах.

Комиссии помогали ученикам, которые не могли адаптироваться в обычных классах. В теории. Напрактике же порой решения, которые выносили специалисты, не отличались объективностью, часто были не в пользу ребенка.

Во второй половине 1970-х годов по инициативе академика РАО Владимира Лубовского стали появляться первые психолого-медико-педагогические консультации, и к детям стали относиться более гуманно. Комиссии были добровольными: родителей детей с особенностями там старались консультировать без навешивания ярлыков.

Это было время перемен. Если раньше ребенка старались приспособить к существующей системе образования, то теперь, наоборот, от системы образования ожидали, что она приспособится к потребностям каждого из детей с особенностями развития.

В 1990-х годах в нашей стране стали создавать психолого-педагогические медико-социальные центры, которые консультировали родителей и оказывали детям индивидуальную комплексную помощь.

Именно в этот период началась борьба закона со здравым смыслом. Родители получают консультацию в ППМС-центре, но юридической силы это решение не имеет. И чтобы органы управления образованием предоставили ребенку специальные условия, требуется заключение ПМПК.

Именно поэтому со временем ПМПК получила статус отдельного постоянно действующего учреждения. Ее задача — проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. А ППМС превратились в ГППЦ и занимаются именно помощью и консультированием детей и родителей.

Кому понадобится ПМПК?

Основная задача ПМПК — выяснить, нужны ли конкретным детям особые образовательные условия, и если да, то какие именно. А также разобраться, стоит ли присваивать ребенку образовательный статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья».

Именно заключение комиссии влечет за собой решение о бесплатной логопедической помощи в случае постановки диагноза ЗРР («задержка речевого развития»), о назначении сурдопедагога слабослышащему ребенку, о занятиях с тифлопедагогом и учебниках со шрифтом Брайля для ребенка с нарушением зрения, а также обеспечивает дополнительные часы работы с логопедом и психологом, если у ребенка есть трудности с письмом и чтением.

Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.

Поводы для обращения в ПМПК — на заметку родителям

  • недостаток двигательного развития;
  • неуклюжесть;
  • недостаточно развитая тонкая моторика рук;
  • позднее появление речи;
  • отсутствие ролевой игры;
  • трудности в освоении письма, чтения или счета.

Как пройти комиссию

В России, к сожалению, нет стандартного для всех регионов способа пройти ПМПК. Так, в Москве родители могут записаться на ПМПК самостоятельно через сайт mos.ru. Также там представлен список всех необходимых документов для прохождения комиссии.

Список документов, которые могут вам потребоваться:

  • медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 3 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) — оригинал;
  • для детей с инвалидностью — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (если есть) — копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) — копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) — оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) — оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал;
  • заявление на проведение обследования обучающегося в комиссии.

Дети до 18 лет приходят на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

Для проведения обследования законные представители ребенка предъявляют в ЦПМПК г. Москвы документы, подтверждающие их полномочия по представлению его интересов.

Что касается других регионов, то проще всего воспользоваться единым навигатором ПМПК. Там можно найти нужную комиссию и узнать все нюансы.

Если ребенок учится в школе, нужно будет взять на него характеристики у классного руководителя, логопеда, учителей русского языка и математики. Дошкольнику характеристику выдадут логопед и воспитатель.

«В нашей школе мы стараемся собрать для ребенка, которому предстоит посещение ПМПК, характеристики от всех учителей-предметников. Во-первых, это дает более развернутую картину, а во-вторых, помогает самим педагогам разобраться в проблеме.

Например, учитель математики говорит, что ученик не справляется с задачами, а логопед и учитель русского уже понимают, почему так происходит. Они могут объяснить это коллеге и, в свою очередь, делают себе пометку, что нужно интенсивнее работать с таким школьником, скажем, над пониманием словесных конструкций».

Учитель-дефектолог московской школы № 1354 «Вектор» Елена Агафонова

Как правило, перед визитом в ПМПК необходимо посетить врачей в поликлинике. Как правило, это невролог, логопед и психиатр, но могут потребоваться также и консультации других специалистов: отоларинголога и офтальмолога, например.

При этом стоит учитывать, что к примеру, московской ЦПМПК не подходит заключение частного психиатра.

Как проходит комиссия

Весь процесс длится от силы 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.

Эксперты ПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения отметить.

После обследования и тестов члены комиссии удаляются, чтобы посовещаться и подготовить заключение. В это время, как правило, социальный работник опрашивает родителей.

Когда заключение готово, родители его подписывают, и в этот момент они могут задать вопросы, уточнить, где и как они могут получить услуги, которые рекомендованы их ребенку.

Готовить ребенка к прохождению ПМПК не надо. Задача родителей — не нагнетать обстановку и отнестись к предстоящему визиту просто как к очередному обследованию.

Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и не так сильно стесняются.

Как обжаловать результат ПМПК

Однако отведенного на вопросы времени часто не хватает, особенно тем, кто приходит на комиссию в первый раз. Нередко родители что-то неправильно понимают или не согласны с заключением (в последнем случае они вправе заново записаться на комиссию).

Решение территориальной ПМПК можно обжаловать в Центральной комиссии, а решение Центральной — в Межведомственной конфликтной комиссии.

Для этого родителю достаточно обратиться с письменным заявлением к руководителю ЦПМПК. Может в этом помочь и школа, которая собирает психолого-педагогический консилиум, готовит характеристики, заверяет копии контрольных работ, выписку из электронного журнала.

Существует миф, что начиная с 5-го класса ученикам неохотно присваивают статус ОВЗ

Однако это вовсе не прихоть комиссии: возможно, для этого попросту не хватает документов, обследований, заключений. Или родители говорят о проблемах, которые возможно скорректировать с помощью логопеда и психолога (и статус ОВЗ для этого присваивать вовсе не обязательно). Комиссия в этом случае просто выдаст рекомендации о том, в каких особых образовательных условиях нуждается ребенок.

Что делать с заключением ПМПК

Заключение комиссии нужно отнести в учебное заведение (детский сад или школу) и написать заявление с просьбой предоставить услуги, которые рекомендовала комиссия.

Если родители предоставили в сад или школу заключение до истечения его срока, оно будет действительным на одну ступень обучения, то есть на весь срок дошкольного образования, для начальной, средней или старшей школы. Либо же оно может считаться таковым на срок, указанный в заключении. Например, в документе может быть отмечено: «Контроль через год».

Если ребенок получил заключение в детском саду, а к первому классу проблемы остались, придется пройти ПМПК вновь.

Специальные условия, которые обычно рекомендует ПМПК, можно разделить на три группы:

  • материально-технические: компьютеры для детей, скажем, с ДЦП, которые могут выполнять упражнения лишь с помощью ПК;
  • учебно-методические: специальные методы и учебные пособия обучения детей с интеллектуальными особенностями, слабослышащих и с плохим зрением. Для ребенка могут прописать специальную адаптивную программу;
  • кадровые: тьюторы для детей с РАС, ДЦП, сурдопедагоги для слабослышащих, тифлопедагоги для невидящих и коррекционные педагоги для детей с особенностями интеллектуального либо психического развития, логопеды, психологи и дефектологи для детей с дислексией и дисграфией.

Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и создании для него условий получения образования. Школа проводит психолого-педагогический консилиум (на котором, кстати, имеют право присутствовать и родители ребенка), конкретизирует рекомендации ПМПК и составляет индивидуальный образовательный маршрут.

Далее школа разрабатывает рекомендованную программу и создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» школа или детский сад обязаны предоставить специальные условия за счет средств регионального бюджета.

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер только для родителей, но не для образовательного учреждения. Если на основе заключения ребенку рекомендована учеба в ресурсном классе, которого нет в ближайшем учебном заведении, или в спецшколе, которая находится слишком далеко, родители вправе требовать исполнения всех пунктов от ближайшего учебного заведения.

Кроме того, московским школьникам со статусом ОВЗ полагается бесплатное питание.

Для этого взрослому необходимо:

  • подать заявление на портале mos.ru. В поле «Ребенок состоит на учете в органах социальной защиты населения г. Москвы» выбрать «Нет» и следовать инструкции.
  • в школе написать два заявления: о специальных условиях и об обеспечении ребенка бесплатным питанием на основании заключения ПМПК.
  • Один экземпляр заявления отдать школьному секретарю, второй, с отметкой «принято», оставить себе.

Через восемь дней вопрос будет решен.

А еще дети с ОВЗ от 4 до 17 лет включительно на сайте Мосгортур могут получить бесплатную путевку в лагерь или дом отдыха.

Как заключение ПМПК помогает на экзаменах

Заключение ПМПК дает самые разные преференции на экзаменах. От материально-технических особенностей места, где его проводят — пандусы, специально обустроенные кабинеты, необходимое оборудование, скажем азбука Брайля, — до методических: для детей, у которых есть заключение комиссии, предусмотрено увеличение времени экзамена. Также им могут предложить сдать вместо ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 их облегченные версии, ГВЭ-9 и ГВЭ-11.

Аббревиатура ГВЭ расшифровывается как «государственный выпускной экзамен». Отметим, что в вузах результаты ГВЭ-11 по закону не засчитывают, но обязаны организовать для абитуриента вступительные испытания, форму и сложность которых определает само учебное заведение.

В 11-м классе на ГВЭ по математике всего 10 заданий (вместо 19 ЕГЭ), апо русскому языку вместо 27 заданий (тестовая часть и сочинение) предусмотрены либо сочинение, либо изложение с творческой частью, либо диктант (для детей с РАС).

Есть важный нюанс: чтобы ребенок получил возможность сдавать «лайт-версию» экзамена, стоит пройти ПМПК как можно раньше.

Если же привести учащегося на ПМПК первый раз в 9-м классе, надеяться на спецусловия на госэкзаменах не стоит: комиссия таких рекомендаций не даст. Даже стопка заключений нейропсихологов, психиатров и неврологов скорее всего не переубедит экспертов.

Бывают и исключения, поясняет дефектолог Елена Агафонова: «Порой в начальной школе ребенок получает статус ОВЗ, но к среднему звену исправляет проблемы и начинает заниматься на общих условиях. А в 9-м классе фактор стресса делает свое дело, и трудности в обучении возвращаются. В таких случаях комиссия обычно дает добро на облегченную версию экзамена».

 

О дефиците кадров и других проблемах психологической службы

Как объясняет моя собеседница, психолого-педагогической служба региона сталкивается с теми же самыми проблемами, какие есть и у других школьных психологов: большой нагрузкой на специалистов (в Белгородской области есть школы, где один педагог-психолог сопровождает более тысячи учащихся); отсутствием чёткости в представлениях об объективной стороне деятельности специалистов, понимании отсроченных результатов работы; административными «барьерами»; делегированием функций специалистам, не свойственным их профессиональным задачам; низкой заработной платой и другими проблемами.

По словам Екатерины Викторовой, в школах и детсадах Белгородской области сейчас работают более 600 педагогов-психологов и более 500 учителей-логопедов. Выходит, что 62 процента школ и детсадов в штатном расписании имеют педагогов-психологов и только 52 процента — логопедов. Причём это не всегда люди, работающие на полную ставку, потому что образовательным организациям необходимо, чтобы этот специалист хотя бы был. Это рождает следующую проблему: психолог часто берёт себе дополнительную нагрузку, из-за чего снижается качество его основной профессиональной деятельности.

Кроме того, сейчас не хватает логопедов и дефектологов, потому что в Белгородской области растёт количество детей с ограничениями по здоровью. Системный подход позволил выявить в регионе более
12 тысяч детей с ОВЗ.

— По глухим детям у нас наблюдается положительная динамика, потому что сейчас используется кохлеарная имплантация. Если используют реабилитационные процедуры в раннем детстве, то к дошкольному и школьному возрасту такие дети становятся абсолютно нормотипичны. Они спокойно заходят в общеобразовательную среду. Единственное – их воспринимают «как космонавтов». Есть такой феномен сейчас, что ребёнок с кохлеарным имплантатом воспринимается таким классным с кнопкой в голове. Остальные сверстники задают вопрос: почему у нас такой кнопки нет? Это воспринимается детским сообществом не как минус, а как какая-то сверхсила. То есть, мы в ребёнке видим не проблему, а видим ресурс, — объясняет особенности подхода руководитель Центра.

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, являясь структурным подразделением учреждения, проводит комплексное обследование детей, чтобы определить специальные образовательные условия и образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ. На площадке Белгородского регионального центра работают две мультидисциплинарные команды по сопровождению семей, воспитывающих детей с аутизмом. Такие команды помогают родителям и детям начать взаимодействовать и понять, в чём заключались основные трудности и определить пути их преодоления.

Фото psy-centre-31.ru

Ещё одной причиной нехватки специалистов, по мнению Екатерины Викторовой, является то, что в «майских указах» президента педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и учителей-логопедов отнесли к «иным педагогическим работникам», поэтому у них не растёт зарплата.

На августовской педконференции этого года было дано поручение рассмотреть необходимость повышения зарплаты региональным и муниципальным службам психолого-педагогического сопровождения. «Мы надеемся, что это поручение будет исполнено, и специалисты психолого-педагогических служб получат поддержку, которая обеспечит нужное качество образования», — рассказывает Екатерина Викторова.

В регионе на одного педагога-психолога сейчас приходится около 535–580 учащихся. Для сравнения: классный руководитель работает с 30 детьми, а психолог – почти с 600 школьниками. Сейчас министерство рассматривает нагрузку на психолога в 200 человек по детскому саду и в 300 человек по школе. В связи с этим психологи надеются на увеличение ставок в штатном расписании.

К слову, в самом центре тоже есть проблема с набором специалистов, потому что не каждый готов к такой работе.

— Приходя к нам хотя бы на один стажировочный день, коллеги уходят и говорят, что не готовы работать в таком режиме: «Здесь какие-то супермены работают!». Нет, здесь работают обыкновенные люди. Есть дефицит кадров и в Губкинском, и в Старооскольском центрах, потому что в основном коллеги работают на полторы ставки. Это большая нагрузка, в том числе и эмоциональная. Наша работа имеет иногда формат 24/7, потому что если ребёнку необходима помощь, я не могу сказать: «Извините, моё рабочее время истекло, и я не поеду на сопровождение ребенка в допросе …..» либо «Я не приеду на площадку и не окажу экстренную кризисную помощь». Я считаю, что за моими действиями идёт большая ответственность перед жизнью, здоровьем, судьбой отдельного ребёнка, — объясняет специалист.

Екатерина Викторова говорит, что сегодня профессиональная подготовка психологов иногда не соответствует запросам практики, так как ребёнок XXI века — «атомный, ядерный». Нужно понимать, что к каждому мальчику и девочке нужен новый индивидуальный подход.

— Надеемся, что у нас заработает «Школа молодого специалиста» и «Первые шаги в науке» на базе НИУ «БелГУ», когда студенты ежемесячно будут погружены в мастер-классы, которые будут показывать актуальный практический запрос. И это также мероприятия портфеля проектов «Доброжелательная школа», — рассказывает Викторова.

Фото psy-centre-31.ru

Сколько психолого-педагогических служб в Белгородской области?

В Белгородской области есть три центра психолого-медико-социального сопровождения: один региональный и два районных. Районные центры находятся в Старом Осколе и в Губкине. Однако, по мнению Екатерины Викторовой, этого недостаточно.

— Такие центры должны создаваться один на 5 тысяч детей. Например, в Белгороде более 60 тысяч детей до 18 лет. И сколько центров тогда должно быть? (минимум 12 — прим. Ф.) Но, к сожалению, их нет. 92 процента детей и родителей, обратившихся в Белгородский региональный центр, — это жители Белгорода, хотя задача центра — обслуживание всего региона. В планах одного из наших проектов — реализовать ряд мероприятий, чтобы к концу 2021 года в Белгородской области появились не менее десяти центров психолого-медико-педагогического сопровождения. Я не исключаю, что в Белгородской области есть сейчас и частные центры, но они оказывают платные услуги. Тогда как в центрах психолого-медико-социального сопровождения помощь оказывают бесплатно. Это закреплено в федеральном законе «Об образовании». В центры может обратиться любой родитель и ребёнок, а не только та семья, которая имеет определённые финансы для получения этой помощи, — рассказывает руководитель Центра.

О направлениях работы центра

— Почему я надеюсь, что будет развиваться система центров психолого-педагогической помощи в регионе? Потому что это система обеспечивает доступность, качество и комплексность помощи и поддержки. Родитель данную «площадку» рассматривает как безопасную в части сохранения конфиденциальности, легче идет на сотрудничество со специалистом. Такая команда чётко ставит профессиональные ориентиры.

Я не могу говорить, как о примере, но работа Белгородского регионального центра полностью мои слова подтверждает. В центр обращаются как родители детей раннего возраста, так и родители подростков. Я всегда шучу: «Что, поломался ребёнок? Будем ремонтировать? Давайте-ка в ремонте будем участвовать все, в том числе в собственном ремонте как взрослые».

К сожалению, мы чаще видим подростков, которых к нам направляют по заявкам комиссий по делам несовершеннолетних, полиции и образовательных организаций. Мы работаем в том числе на площадке Центра временного содержания несовершеннолетних преступников.

К нам приходят подростки, которые проявили суицидальную активность. В прошлом году в наш центр обратились более 20 подростков, которые предполагали такой финал своей жизни. Сейчас они все прекрасно себя чувствуют, ходят в школу и хотят дожить до «золотой свадьбы».

С 2014 года мы сопровождаем во время следственно-розыскных действий систему допроса детей, которые стали пострадавшими или свидетелями преступлений. Это тяжёлая работа, потому что надо помочь следователям правильно провести допрос, соблюсти права ребёнка, чтобы не нанести ему повторную психотравму. Просто так оставить ребёнка в этой ситуации нельзя. Даже если он не показывает свои переживания, это может повлиять на дальнейшее его развитие, в том числе на взрослую жизнь. После того когда мы в первый раз с их родителями встречаемся на территории Следственного управления, они обращаются к нам, видя наше корректное сопровождение, — объясняет Екатерина Викторова.

На площадке Белгородского центра работает команда операторов Всероссийской линии детского телефона доверия.

— Работа линии детского телефона доверия не прервалась ни на один день во время пандемии этой весной. Коллеги даже в период жёсткой изоляции оставались на связи, чтобы телефон доверия работал. К сожалению, на тот момент, когда ещё система не успела перестроиться на дистанционку, мы были одной линией ДТД в регионе, было большое количество запросов про панические состояния, много вопросов об уже сформированных страхах перед окружающим миром. И это были вопросы в том числе со стороны родителей, потому что дети отказывались есть, выходить на улицу, даже на короткую прогулку, имея определённые опасения перед тем, что их ждёт с другой стороны двери, — вспоминает Екатерина Викторова.

В Центре есть также кризисная бригада, которая выезжает на место происшествия, если ребёнок совершил суицид.

— Это трагедия в отношении одного ребёнка, но она затрагивает весь детский коллектив, который знал погибшего ребёнка. Когда в первый раз дети сталкиваются с феноменом смерти сверстника, они не знают, как это пережить. Мы должны предотвратить повтор такого события в этой детской группе, поддержать формат психологического здоровья как самих детей, так и учителей, и родителей. Каждый родитель тоже эту трагедию начинает примерять на свою семью, и бывают разные реакции, начиная от игнорирования («этого у меня быть не может!»,) и заканчивая переносом этих событий в жизнь семьи, — продолжает просвещать о тонкостях работы руководитель Центра.

Проекты по развитию психолого-педагогической службы

По словам руководителя Центра, на федеральном уровне уже определились, что сегодня необходимо развивать психолого-педагогические службы. В Белгородской области большим шагом в этом направлении стала региональная стратегия развития образования «Доброжелательная школа», где даже есть портфель профильных проектов.

— Нами ставится задача в разработке региональной Концепции психолого-педагогической службы Белгородской области. Мы считаем, что нужно разработать единую нормативно-правовую базу и документацию для этих специалистов, чтобы мы пришли к единению, которое даст качество. Нельзя руководствоваться принципом «Один в поле — воин», потому что один не будет воином никогда, ведь когда за тобой стоит профессиональное сообщество и поддержка, то ты абсолютно по-другому работаешь, — считает Екатерина Викторова.

Совместные проекты Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения и муниципальных команд связаны с профилактикой рисков современного детства. В частности, большое внимание специалисты уделяют профилактике суицида.

— Если ранее подростковый суицид рассматривался как патология, психиатрическое явление, то сейчас мы должны это поведение рассматривать как мораторий подросткового возраста, когда ребёнок испытывает себя. При этом мотив ухода из жизни у ребёнка не стоял, он просто испытывал себя в этих экстремальных формах поведения. Суицид необходимо рассматривать как девиантную форму поведения. Ребёнок начинает использовать различные вещества или заниматься рискованными видами физической активности, например, становится руфером, и тем самым тоже себя убивает. Это тоже определённое снижение ответственности перед своей жизнью. Вот здесь и кроется суицидальное поведение. И только отчасти это связано с психиатрическим здоровьем детей, — объясняет Викторова.

Ещё один из проектов Центра должен помочь сформировать психологическую безопасность образовательной среды, в том числе, информационную безопасность. В 2019 году специалисты Центра вместе с Уполномоченным по правам ребенка в Белгородской области Галиной Пятых провели первый региональный форум «Дети онлайн», где в течение трёх дней можно было получить новые знания по вопросам эффективной социализации в виртуальном пространстве на мастер-классах от специалистов команды Уполномоченного по правам ребёнка России, лаборатории Касперского, работников СМИ и волонтёров школы интересных каникул НИУ «БелГУ». Такая команда показала 150 школьникам, как сегодня можно безопасно существовать в новой информационной среде. Кстати, из 150 детей раньше 48 интересовались негативным контентом, но полученное на форуме понимание «зон риска» позволило вывести их из опасной среды.

Психологическая безопасность включает в себя также профилактику буллинга в школах.

— К сожалению, буллинг есть в образовательных организациях Белгородской области. Часто травля начинается по факту игнорирования ребёнка, а может быть и провоцирования этого поведения со стороны взрослого, в том числе и педагога. Поэтому большой блок по профилактике буллинга ориентирован на работу с педагогическими коллективами и с родительским сообществом. Буллинг чаще всего запускается взрослым. Мы это видим, потому что к нам в центр приходят и такие дети. Хорошо, когда они сюда доходят, а не остались один на один со своей проблемой. Она решается конструктивно и ребёнок понимает, как из этой ситуации выйти и что делать, как дальше с этим жить, — рассказывает Екатерина Викторова.

В центре также занимаются региональным проектом по поддержке учителей и других педагогических работников на этапах профессиональных кризисов: кризиса начинающего специалиста, кризиса более опытного специалиста, кризиса специалиста, который находится на середине своего профессионального пути или кризиса специалиста, завершающего карьеру. По словам Екатерины Викторовой, кризисы не стоит рассматривать как какой-либо феномен, потому что они бывают в любой работе, в том числе и в педагогической деятельности.

Фото psy-centre-31.ru

Оцените статью